4 степени умственной отсталости

Содержание

Умственная отсталость (олигофрения) — причины и классификация (виды, типы, степени, формы)

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Что такое умственная отсталость (олигофрения)?

Умственная отсталость (олигофрения) – патологическое состояние, при котором наблюдается нарушение, отставание в развитии мыслительных (умственных) функций человека. Проявляется данное заболевание преимущественно в детском возрасте, реже – в подростковые годы. Дети с олигофренией отстают от сверстников в умственном развитии, плохо адаптируются в обществе, у них могут наблюдаться проблемы в общении, нарушения двигательных функций, нарушения памяти и другие расстройства, связанные с неполноценным функционированием высших отделов центральной нервной системы (преимущественно головного мозга). Такие дети с возрастом не приобретают самостоятельность и (в зависимости от выраженности олигофрении) могут нуждаться во временном или постоянном уходе.

Статистика (распространенность умственной отсталости)

В середине прошлого века было проведено множество исследований, целью которых было определение частоты умственной отсталости среди населения различных стран. В результате данных исследований было установлено, что олигофрения встречается примерно у 1 – 2,5% населения. В то же время, по данным исследований 21 века частота больных олигофренией не превышает 1 – 1,5% (0,32% в Швейцарии, 0,43% в Дании, 0,6% в России).
Из всех умственно отсталых людей более половины (69 – 89%) страдают легкой формой заболевания, в то время как тяжелая олигофрения наблюдается не более чем в 10 – 15% случаев. Пик заболеваемости олигофренией приходится на детский и подростковый возраст (около 12 лет), в то время как к 20 – 35 годам встречаемость данной патологии значительно уменьшается.
Более половины лиц с легкой степенью умственной отсталости вступают в брак после достижения совершеннолетия. В то же время, четверть пар, в которых один или оба родителя олигофрены, являются бесплодными. Около 75% умственно отсталых людей могут иметь детей, однако 10 – 15% из них также могут страдать умственной отсталостью.
Соотношение больных олигофренией среди мальчиков и девочек составляет примерно 1,5:1. Также стоит отметить, что среди людей, получивших инвалидность из-за психических заболеваний, на долю умственно отсталых приходится около 20 – 30% пациентов.

Этиология и патогенез (основы развития) умственной отсталости (поражение головного мозга)

К развитию умственной отсталости может привести целый ряд патологических состояний, которые могут воздействовать на головной мозг ребенка во время его внутриутробного развития или после рождения. В то же время, механизм и выраженность поражения центральной нервной системы (ЦНС) зависит также от периода воздействия этиологического (причинного) фактора. Так, например, определенные инфекции могут поражать плод на ранних стадиях развития, приводя к олигофрении. В то же время, данные инфекции в старшем возрасте могут протекать без каких-либо серьезных последствий.

Эндогенные и экзогенные причины возникновения врожденной и приобретенной умственной отсталости

Причинами развития умственной отсталости могут быть эндогенные факторы (то есть нарушения функционирования организма, связанные с патологиями его развития) или экзогенные факторы (воздействующие на организм извне).
К эндогенным причинам олигофрении можно отнести:

  • Генетические мутации. Развитие абсолютно всех органов и тканей (в том числе головного мозга) определяется генами, которые ребенок получает от родителей. Если мужские и женские половые клетки будут дефектными с самого начала (то есть если некоторые из их генов будут повреждены), у ребенка могут отмечаться те или иные аномалии развития. Если в результате данных аномалий будут поражены (недоразвиты, неправильно развиты) структуры головного мозга, это может стать причиной олигофрении.
  • Нарушения процесса оплодотворения. Если в процессе слияния мужских и женских половых клеток (имеющем место во время оплодотворения) произойдут какие-либо мутации, это также может стать причиной неправильного развития головного мозга и умственной отсталости у ребенка.
  • Сахарный диабет у матери. Сахарный диабет – это заболевание, при котором нарушается процесс использования глюкозы (сахара) клетками организма, в результате чего концентрация сахара в крови увеличивается. Развитие плода в утробе больной диабетом матери протекает с нарушением его обмена веществ, а также процессов роста и развития тканей и органов. Плод при этом становится крупным, у него могут отмечаться пороки развития, нарушения строения конечностей, а также психические расстройства, в том числе олигофрения.
  • Фенилкетонурию. При данной патологии нарушается обмен веществ (в частности аминокислоты фенилаланина) в организме, что сопровождается нарушением функционирования и развития клеток головного мозга. Дети с фенилкетонурией могут страдать умственной отсталостью различной степени выраженности.
  • Возраст родителей. Научно доказано, что чем старше родители ребенка (один или оба), тем выше вероятность наличия у него тех или иных генетических дефектов, в том числе приводящих к умственной отсталости. Обусловлено это тем, что с возрастом половые клетки родителей «стареют», а количество возможных мутаций в них увеличивается.

К экзогенным (воздействующим извне) причинам олигофрении можно отнести:

  • Инфекции матери. Воздействие тех или иных инфекционных агентов на материнский организм может привести к повреждению эмбриона или развивающегося плода, тем самым, спровоцировав развитие умственной отсталости.
  • Родовые травмы. Если во время родов (через естественные родовые пути или при кесаревом сечении) имела место травма головного мозга ребенка, это может привести к задержке умственного развития в дальнейшем.
  • Гипоксию (кислородное голодание) плода. Гипоксия может возникнуть во время внутриутробного развития плода (например, при тяжелых заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем у матери, при выраженной кровопотере матери, при низком артериальном давлении у матери, при патологии плаценты и так далее). Также гипоксия может возникнуть во время родов (например, при слишком длительных родах, при обвитии пуповины вокруг шеи ребенка и так далее). Центральная нервная система малыша чрезвычайно чувствительна к недостатку кислорода. При этом нервные клетки коры головного мозга могут начать погибать уже через 2 – 4 минуты кислородного голодания. Если вовремя устранить причину недостатка кислорода, ребенок может выжить, однако чем длительней была гипоксия, тем более выраженной может быть умственная отсталость у ребенка в дальнейшем.
  • Радиацию. Центральная нервная система (ЦНС) эмбриона и плода крайне чувствительна к различным видам ионизирующего излучения. Если во время беременности женщина подвергалась воздействию радиации (например, во время рентгеновских исследований), это может привести к нарушению развития ЦНС и олигофрении у ребенка.
  • Интоксикации. Если во время вынашивания ребенка в организм женщины попадают токсические вещества, они могут напрямую повредить ЦНС плода или спровоцировать его гипоксию, что может стать причиной умственной отсталости. Среди токсинов можно выделить этиловый спирт (входящий в состав алкогольных напитков, в том числе пива), сигаретный дым, выхлопные газы, пищевые красители (в больших количествах), бытовые химикаты, наркотические вещества, медикаменты (в том числе некоторые антибиотики) и так далее.
  • Недостаток питательных веществ во время внутриутробного развития. Причиной этого может стать голодание матери во время вынашивания плода. При этом дефицит белков, углеводов, витаминов и минералов может сопровождаться нарушением развития ЦНС и других органов плода, тем самым, способствуя возникновению олигофрении.
  • Недоношенность. Научно доказано, что умственные отклонения различной степени выраженности встречаются у недоношенных детей на 20% чаще, чем у доношенных детей.
  • Неблагоприятную среду обитания ребенка. Если в течение первых лет жизни ребенок растет в неблагоприятной обстановке (если с ним не общаются, не занимаются его развитием, если родители не проводят с ним достаточно времени), у него также может развиться умственная отсталость. В то же время, стоит отметить, что анатомическое повреждение ЦНС при этом отсутствует, вследствие чего олигофрения обычно выражена слабо и легко поддается коррекции.
  • Заболевания ЦНС в первые годы жизни ребенка. Даже если во время рождения ребенок был абсолютно нормальным, повреждение головного мозга (при травмах, при кислородном голодании, при инфекционных заболеваниях и интоксикациях) в течение первых 2 – 3 лет жизни может привести к повреждению или даже к гибели определенных участков ЦНС и к развитию олигофрении.

Наследственная умственная отсталость при генетических (хромосомных) синдромах (при синдроме Дауна)

Как было сказано ранее, причинами олигофрении могут быть генетические мутации, заложенные в половых клетках родителей. В данном случае во время зачатия (то есть во время слияния мужской и женской половых клеток) ребенок может унаследовать от отца или от матери дефектные, поврежденные гены. При этом у него могут отмечаться те или иные отклонения в развитии, в том числе умственная отсталость.
Умственная отсталость характерна:

  • Для синдрома Дауна. В нормальных условиях ребенок получает 23 хромосомы от отца и 23 хромосомы от матери. При их объединении образуется 46 хромосом (то есть 23 пары), что характерно для клетки нормального человека. При синдроме Дауна в 21 паре содержится не 2, а 3 хромосомы, что и является основной причиной нарушения развития ребенка. Помимо внешних проявлений (деформации лица, конечностей, грудной клетки и так далее), у большинства детей отмечается умственная отсталость различной степени выраженности (чаще – тяжелая). В то же время, при должном уходе люди с синдромом Дауна могут обучаться самообслуживанию и доживать до 50 лет и более.
  • Для синдрома Клайнфельтера. Синдром Клайнфельтера характеризуется увеличением количества половых хромосом у мальчиков. Обычно проявления заболевания наблюдаются при достижении ребенком периода полового созревания. В то же время, легкое или умеренное снижение интеллектуального развития (проявляющееся преимущественно в нарушении речи и мышления) может наблюдаться уже в ранние школьные годы.
  • Для синдрома Шерешевского-Тернера. При данном синдроме отмечается нарушение физического и полового развития ребенка. Умственная отсталость при этом встречается относительно редко и выражена слабо.
  • Для синдрома Рубинштейна-Тейби. Характеризуется деформацией первых пальцев рук и ног, низкорослостью, деформацией лицевого скелета, а также умственной отсталостью. Олигофрения встречается у всех детей с данным синдромом и часто носит тяжелый характер (дети плохо концентрируют внимание, тяжело поддаются обучению).
  • Для синдрома Ангельмана. При данной патологии поражается 15 хромосома ребенка, вследствие чего у него отмечается олигофрения, нарушения сна, задержка физического развития, двигательные расстройства, судорожные припадки и так далее.
  • Для синдрома ломкой Х-хромосомы. При данной патологии поражение определенных генов Х-хромосомы приводит к рождению крупного плода, у которого отмечается увеличение головы, яичек (у мальчиков), непропорциональное развитие лицевого скелета и так далее. Умственная отсталость при данном синдроме может быть слабо или умеренно выраженной, что проявляется нарушениями речи, поведенческими расстройствами (агрессивностью) и так далее.
  • Для синдрома Ретта. Данная патология также характеризуется поражением определенных генов Х-хромосомы, что приводит к тяжелой умственной отсталости у девочек. Характерным является то, что до 1 – 1,5 лет ребенок развивается абсолютно нормально, однако после достижения указанного возраст он начинает терять все приобретенные навыки, а способность к обучению резко снижается. Без правильного и регулярного лечения и занятий со специалистом умственная отсталость быстро прогрессирует.
  • Для синдрома Вильямса. Характеризуется поражением генов 7 хромосомы. При этом у ребенка наблюдаются характерные черты лица (широкий лоб, широкая и плоская переносица, большие щеки, заостренный подбородок, редкие зубы). Также у больных отмечается косоглазие и умственная отсталость умеренной степени выраженности, наблюдающаяся в 100% случаев.
  • Для синдрома Крузона. Характеризуется преждевременным сращением костей черепа, что приводит к нарушению его развития в дальнейшем. Помимо специфической формы лица и головы, у данных детей отмечается сдавливание растущего головного мозга, что может сопровождаться судорожными припадками и умственной отсталостью различной степени выраженности. Хирургическое лечение заболевания в течение первого года жизни ребенка позволяет предотвратить прогрессирование умственной отсталости или уменьшить ее выраженность.
  • Для синдрома Руда (ксеродермической олигофрении). При данной патологии отмечается усиленное ороговение поверхностного слоя кожи (что проявляется образованием большого количества чешуек на ней), а также умственная отсталость, нарушение зрения, частые судороги и двигательные расстройства.
  • Для синдрома Апера. При данной патологии также отмечается преждевременное сращение костей черепа, что приводит к повышению внутричерепного давления, повреждению вещества головного мозга и развитию умственной отсталости.
  • Для синдрома Барде-Бидля. Крайне редкое наследственное заболевание, при котором умственная отсталость сочетается с выраженным ожирением, поражением сетчатки глаза, поражением почек (поликистозом), увеличением количества пальцев на руках и нарушением (задержкой) развития половых органов.

Олигофрения, обусловленная микробным, паразитарным и вирусным поражением плода

Причиной умственной отсталости ребенка может быть поражение организма матери во время беременности. При этом сами патогенные микроорганизмы могут проникать в развивающийся плод и нарушать процессы формирования его центральной нервной системы, тем самым, способствуя развитию олигофрении. В то же время, инфекции и интоксикации могут провоцировать развитие патологических процессов в материнском организме, в результате чего будет нарушаться процесс доставки кислорода и питательных веществ к развивающемуся плоду. Это, в свою очередь, также может нарушить процесс формирования ЦНС и спровоцировать различные умственные отклонения после рождения ребенка.
К развитию умственной отсталости могут привести:

  • Вирусные инфекции – цитомегаловирусная инфекция, краснуха, эпидемический паротит, СПИД (вызванный вирусом иммунодефицита человека).
  • Бактериальные инфекции – например, сифилис, вызываемый бледной трепонемой, а также менингококковые инфекции, листериоз.
  • Паразитарные инфекции – например, токсоплазмоз.

Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных

При гемолитической болезни новорожденных (ГБН) отмечается поражение ЦНС (центральной нервной системы), что может приводить к умственной отсталости различной степени выраженности (от легкой до крайне тяжелой).
Суть ГБН заключается в том, что иммунная система матери начинает разрушать эритроциты (красные клетки крови) плода. Непосредственной причиной этого является так называемый резус-фактор. Он представляет собой особые антигены, которые имеются на поверхности эритроцитов резус-положительных людей, однако отсутствуют у резус-отрицательных людей.
Если женщина с отрицательным резус-фактором забеременеет, а у ее ребенка будет положительный резус-фактор (который малыш может унаследовать от отца), организм матери может воспринять резус-антиген как «чужой», вследствие чего начнет вырабатывать против него специфические антитела. Данные антитела могут проникать в организм ребенка, прикрепляться к эритроцитам и разрушать их.
Вследствие разрушения эритроцитов из них будет выделяться гемоглобин (в норме ответственный за транспорт кислорода), который затем будет превращаться в другое вещество – билирубин (несвязанный). Несвязанный билирубин крайне токсичен для человеческого организма, вследствие чего в нормальных условиях он сразу же поступает в печень, где связывается с глюкуроновой кислотой. При этом образуется нетоксичный связанный билирубин, который выводится из организма.
При гемолитической болезни новорожденных количество разрушающихся эритроцитов настолько велико, что концентрация несвязанного билирубина в крови малыша возрастает в несколько раз. Более того, ферментные системы печени новорожденного еще не до конца сформированы, вследствие чего орган не успевает своевременно связать и вывести токсическое вещество из кровотока. В результате воздействия повышенных концентраций билирубина на центральную нервную систему отмечается кислородное голодание нервных клеток, что может способствовать их гибели. При более длительном прогрессировании патологии могут происходить необратимые поражения головного мозга, что приведет к развитию стойкой умственной отсталости различной степени выраженности.

Приводит ли эпилепсия к умственной отсталости?

Если эпилепсия начинает проявляться в раннем детском возрасте, это может привести к развитию легкой или умеренно выраженной умственной отсталости у ребенка.
Эпилепсия – это заболевание центральной нервной системы, при котором в определенных участках головного мозга периодически образуются очаги возбуждения, затрагивающие те или иные зоны нервных клеток. Это может проявляться судорожными припадками, нарушениями сознания, нарушениями поведения и так далее. При часто повторяющихся эпилептических приступах замедляется процесс обучения ребенка, нарушаются процессы запоминания и воспроизведения информации, появляются определенные поведенческие расстройства, что в совокупности приводит к задержке умственного развития.

Умственная отсталость при микроцефалии

Микроцефалия практически в 100% случаев сопровождается олигофренией, однако степень умственной отсталости может варьировать в значительных пределах (от легкой до крайне тяжелой).
При микроцефалии отмечается недоразвитие головного мозга во время внутриутробного развития плода. Причиной этого могут быть инфекции, интоксикации, радиационное облучение, генетические аномалии развития и так далее. Для ребенка с микроцефалией характерны маленькие размеры черепа (из-за маленьких размеров мозга) и относительно большой лицевой скелет. Остальные части тела развиты нормально.

Олигофрения при гидроцефалии

При врожденной гидроцефалии чаще наблюдается легкая или умеренно выраженная умственная отсталость, в то время как для приобретенной формы заболевания характерна тяжелая олигофрения.
Гидроцефалия – это заболевание, при котором нарушается процесс оттока цереброспинальной жидкости. В результате этого она скапливается в полостях (желудочках) мозговой ткани и переполняет их, приводя к сдавливанию и повреждению нервных клеток. Функции коры головного мозга при этом нарушаются, в результате чего дети с гидроцефалией отстают в умственном развитии, у них отмечается нарушение речи, памяти и поведения.
При врожденной гидроцефалии скапливание жидкости в полости черепа приводит к расхождению его костей (в результате повышения внутричерепного давления), чему способствует их неполное сращение. При этом повреждение мозгового вещества протекает относительно медленно, что проявляется легкой или умеренной умственной отсталостью. В то же время, при развитии гидроцефалии в старшем возрасте (когда кости черепа уже срослись, а их окостенение завершилось) повышение внутричерепного давления не сопровождается увеличением размеров черепной коробки, вследствие чего очень быстро повреждаются и разрушаются ткани центральной нервной системы, что сопровождается тяжелой умственной отсталостью.

Виды и типы умственной отсталости (классификация олигофрении по стадиям, степеням тяжести)

На сегодняшний день существует несколько классификаций умственной отсталости, которые используются врачами для постановки диагноза и подбора максимально эффективного лечения, а также для прогнозирования течения заболевания.
Классификация в зависимости от степени тяжести олигофрении позволяет оценить общее состояние пациента, а также выставить наиболее реалистичный и ожидаемый прогноз относительно его дальнейшей жизни и способности к обучению, спланировав при этом тактику лечения и обучения больного.
В зависимости от степени тяжести выделяют:

  • легкую умственную отсталость (дебильность);
  • умеренную умственную отсталость (слабо выраженную имбецильность);
  • тяжелую умственную отсталость (выраженную имбецильность);
  • глубокую умственную отсталость (идиотию).

Легкая степень умственной отсталости (дебильность)

Даная форма заболевания встречается более чем в 75% случаев. При легкой степени олигофрении наблюдаются минимальные нарушения умственных способностей и психического развития. Такие дети сохраняют способность к обучению (которое, однако, протекает значительно медленнее, чем у здоровых детей). При правильных коррекционных программах они могут научиться общаться с окружающими, правильно вести себя в социуме, окончить школу (8 – 9 классов) и даже обучиться несложным профессиям, при которых не нужны высокие интеллектуальные способности.
В то же время, для пациентов с дебильностью характерны нарушения памяти (они хуже запоминают новую информацию), нарушения концентрации внимания и расстройства мотивации. Они легко поддаются влиянию окружающих, а их психоэмоциональное состояние иногда развивается довольно слабо, в результате чего они не могут создать семью и завести детей.

Умеренная степень умственной отсталости (слабо выраженная имбецильность)

У пациентов с умеренно выраженной олигофренией отмечается более глубокое нарушение речи, памяти и мыслительных способностей. При интенсивных занятиях они могут заучивать несколько сотен слов и правильно их использовать, однако формируют фразы и предложения со значительными трудностями.
Такие пациенты могут самостоятельно себя обслуживать и даже выполнять простую работу (например, подметать, стирать, переносить предметы из пункта А в пункт Б и так далее). В некоторых случаях они даже могут окончить 3 – 4 класса школы, научиться писать некоторые слова или считать. В то же время, неспособность рационально мыслить и приспосабливаться в социуме требует постоянного ухода за такими больными.

Тяжелая умственная отсталость (выраженная имбецильность)

Характеризуется выраженными умственными расстройствами, в результате которых большинство пациентов теряют способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе. Больные дети практически не поддаются обучению, не могут писать или считать, их словарный запас не превышает нескольких десятков слов. Выполнять какую-либо целенаправленную работу они также не способны, как не способны построить отношения с лицом противоположного пола и завести семью.
В то же время, пациенты с тяжелой формой олигофрении могут обучаться примитивным навыкам (употреблять пищу, пить воду, самостоятельно надевать и снимать одежду и так далее). Также у них могут наблюдаться простые эмоции – радость, страх, печаль или заинтересованность чем-либо (которая, однако, сохраняется лишь в течение нескольких секунд или минут).

Глубокая умственная отсталость (идиотия)

Наиболее тяжелая форма олигофрении, при которой больной пациент не поддается никакому обучению, не может говорить или самостоятельно себя обслуживать. Общение с окружающим миром сводится к простым звукам (мычанию, крикам), которыми пациент выражает свои простейшие эмоции. При отсутствии постоянного наблюдения и ухода больные могут погибнуть в течение нескольких суток, так как не способны самостоятельно принимать пищу и пить воду. Инстинкты самосохранения у них также притуплены, вследствие чего они могут по несколько раз хвататься за горячие предметы, падать в водоемы и попадать в другие угрожающие жизни ситуации.

Клинические варианты и формы умственной отсталости

Данная классификация позволяет оценить степень развития психоэмоциональных и умственных способностей ребенка и подобрать для него оптимальную обучающую программу. Это способствует ускоренному развитию больного (если такое возможно) или снижению выраженности симптоматики при тяжелых и глубоких формах патологии.
С клинической точки зрения умственная отсталость может быть:

  • атонической;
  • астенической;
  • стенической;
  • дисфорической.

Атоническая форма

Для данной формы характерно преимущественное нарушение способности концентрировать внимание. Привлечь внимание ребенка крайне сложно, а даже если это удается, он очень быстро отвлекается и переключается на другие предметы или действия. Ввиду этого такие дети крайне тяжело поддаются обучению (преподаваемую им информацию они не запоминают, а если и запоминают, очень быстро ее забывают).
Стоит отметить, что для данной формы олигофрении также характерно ослабление волевой сферы ребенка. Он сам не проявляет никакой инициативы, не стремится узнавать или делать что-то новое. Часто у них отмечаются так называемые гиперкинезы – множественные нецеленаправленные движения, связанные с воздействием различных внешних раздражителей, отвлекающих внимание пациента.
В результате длительных наблюдений специалистам удалось разделить атоническую форму умственной отсталости на несколько клинических вариантов, для каждого из которых характерно преобладание того или иного вида нарушений.
Клиническими вариантами атонической формы олигофрении являются:

  • Аспонтанно-апатический – характеризуется слабо выраженными эмоциональными проявлениями, а также низкой мотивацией и практически полным отсутствием самостоятельной деятельности.
  • Акатизический – на первый план выступают гиперкинезы (постоянные нецеленаправленные движения, перемещения и действия ребенка).
  • Мироподобный – характеризуется повышенным настроением ребенка и неспособностью критически оценивать свое поведение (он может много говорить, делать неприличные поступки в обществе, дурачиться и так далее).

Астеническая форма

Одна из легких форм заболевания, встречающаяся у пациентов с легкой степенью олигофрении. Для данной формы также характерно расстройство внимания, которое сочетается с поражением эмоциональной сферы ребенка. Дести с астенической формой олигофрении раздражительны, плаксивы, однако довольно быстро могут менять настроение, становясь веселыми, добродушными.
До 6 – 7 лет умственная отсталость у таких детей может быть незаметна. Однако уже в первом классе учитель сможет выявить значительное отставание мыслительных способностей ребенка и нарушение способности концентрировать внимание. Такие дети не могут досидеть до конца урока, постоянно вертятся на месте, если хотят что-то сказать, выкрикивают это сразу и без разрешения и так далее. Тем не менее, освоить базовые школьные навыки (чтение, письмо, математику) дети в состоянии, что позволит им выполнять определенную работу во взрослой жизни.
Клиническими вариантами астенической формы олигофрении являются:

  • Основной вариант. Главным проявлением является быстрое забывание всей информации, полученной в школе. Эмоциональное состояние ребенка также нарушено, что может проявляться ускоренным истощением или, наоборот, чрезмерной импульсивностью, повышенной подвижностью и так далее.
  • Брадипсихический вариант. Для таких детей характерно замедленное, заторможенное мышление. Если задать такому ребенку простой вопрос, он может ответить на него через несколько десятков секунд или даже минут. Таким людям трудно обучаться в школе, решать поставленные перед ними задачи и выполнять какую-либо работу, требующую немедленной реакции.
  • Дислалический вариант. На первый план выступают нарушения речи, проявляющиеся в неправильном произношении звуков и слов. Другие признаки астенической формы (повышенная отвлекаемость и эмоциональное недоразвитие) у таких детей также присутствуют.
  • Диспраксический вариант. Характеризуется нарушением двигательной активности, преимущественно в пальцах кистей рук при попытке выполнить точное, целенаправленное движение.
  • Дисмнестический вариант. Характеризуется преимущественным нарушением памяти (что обусловлено неспособностью концентрировать внимание на запоминаемой информации).

Стеническая форма

Характеризуется нарушением мышления, эмоциональной «бедностью» (дети выражают эмоции очень слабо) и отсутствием инициативы. Такие пациенты добры, приветливы, однако, в то же время, склонны к импульсивным, необдуманным поступкам. Стоит отметить, что они практически лишены способности критически оценивать свои действия, хотя выполнять простую работу в состоянии.
Клиническими вариантами стенической формы олигофрении являются:

  • Уравновешенный вариант – у ребенка одинаково недоразвиты мышление, эмоциональная сфера и волевая сфера (инициативность).
  • Неуравновешенный вариант – характеризуется преобладанием эмоционально-волевых или мыслительных нарушений.

Дисфорическая форма

Характеризуется эмоциональными расстройствами и нестабильностью психики. Такие дети большую часть времени пребывают в плохом настроении, склонны к плаксивости, раздражительности. Иногда у них могут возникать вспышки гнева, в результате чего они могут начинать ломать и бить окружающие вещи, кричать или даже нападать на окружающих людей, нанося им при этом телесные повреждения.
Такие дети плохо поддаются обучению в школе, так как у них отмечается замедленное мышление, слабая память и нарушение способности концентрировать внимание.

Легкая форма коронавируса бывает в 80% случаев болезни COVID-19, она затрагивает только верхние дыхательные пути и похожа по течению на грипп или простудные заболевания.

Симптомы: лихорадка (чаще 37,1-37,5 до 3 дней), першение или боль в горле, заложенность носа, сухой кашель, потеря обоняния и вкуса, понос. Такое течение характерно для детей, молодых людей и в возрасте до 60 лет без сопутствующих болезней. По клиническим проявлениям поставить диагноз нельзя, нужно пройти тестирование на SARS-CoV-2 (сдают мазки и анализы крови).

При легкой форме достаточно симптоматического лечения в домашних условиях. Назначают Парацетамол при лихорадке, при необходимости: капли в нос, полоскание горла антисептическими растворами (Мирамистин), Амброксол при кашле и обильное питье, содовые ингаляции. При ухудшении состояния, нарастании одышки, высокой температуре более 3 дней нужно обратиться к врачу, так как эти признаки могут быть при переходе болезни в более тяжелую форму, развитии вирусной пневмонии.

Легкая форма коронавируса: что представляет собой, отличия от тяжелой

Легкой формой коронавируса, согласно рекомендациям Минздрава, считают все случаи болезни COVID 19, когда нет пневмонии, осложняющей тяжелое течение. Новая инфекция, вызвавшая пандемию в 2020 году, у подавляющего большинства (около 80%) протекает в виде обычного простудного заболевания или даже без симптомов. Она похожа на грипп или типичные сезонные вирусные респираторные инфекции (ОРВИ).

При средней тяжести (около 15% случаев) есть воспаление легких, но оно хорошо поддается лечению, не требует интенсивной терапии, в том числе и искусственной вентиляции легких. Тяжелая коронавирусная инфекция (5%) протекает с дыхательной недостаточностью и обширным воспалительным процессом. Для спасения жизни необходима подача кислорода, комбинированная медикаментозная терапия.

Почему у россиян чаще в таком виде

Россияне болеют коронавирусом чаще всего в легкой форме, так как такое течение инфекции типично для SARS-CoV-2. В целом коронавирусные инфекции с 1965 года, когда они были открыты, вызывали всего 3 серьезные вспышки:

  • атипичная пневмония в 2002 году;
  • ближневосточный синдром MERS в 2015;
  • пандемия в 2020 году.

Все остальные случаи болезни протекали у подавляющего большинства скрыто (без симптомов) или с незначительной симптоматикой.

Бывает только у молодых

Новая коронавирусная инфекция легче протекает у детей, молодых людей и лиц до 60 лет без сопутствующих заболеваний. Это объясняется лучшей способностью организма противодействовать вирусам. Такая закономерность обнаружена при анализе всех случаев заболевания в разных странах.

При этом важно, что невосприимчивая группа людей становится распространителем SARS-CoV-2, то есть переносчиком инфекции становится внешне полностью здоровый человек. Именно эта способность и стала причиной быстрого заражения огромной массы людей по всему миру.

Легкая форма коронавируса: симптомы

По данным медиков, наблюдавших за пациентами с легкой формой коронавируса, у них проявлялись такие симптомы:

  • повышение температуры у 89%;
  • сухой кашель у 67,8%;
  • общая слабость, быстрая утомляемость у 38%;
  • мышечная и суставная боль у 15%;
  • болезненность в горле, першение, ощущение сухости или саднения у 14%;
  • головная боль у 13%;
  • заложенность носа у 5%.

К менее типичной симптоматике были отнесены кишечные проявления – тошнота, рвота и понос, а также утрата обоняния и вкуса.

Насморк – COVID 19 или ОРЗ, грипп, простуда

Насморк при COVID 19 отличается от простудных болезней и гриппа тем, что он протекает в большинстве случаев в виде заложенности носа, а отделяемого нет совсем или оно незначительное. При других вирусных инфекциях один из первых признаков – это водянистые обильные выделения.

Сильный насморк и частое чихание характерны больше для простуды (ОРЗ), а при гриппозной инфекции они бывают не всегда, но возможно появление прожилок крови в слизистом отделяемом и отечность в виде заложенности носа и ушей.

Новая коронавирусная инфекция редко протекает с насморком, ряд врачей даже предложили считать этот симптом признаком исключения заражения. По мере изучения историй болезней выявлено, что только у 5% больных COVID 19 были жалобы на затрудненное носовое дыхание и потерю обоняния в первые дни болезни.

Диарея – 100% признак?

При коронавирусной инфекции у части пациентов развивается понос с болью в животе, но при этом диарея никак не может стать типичным признаком COVID 19. Она появляется не более чем у 2-3% пациентов (по имеющимся данным). Кишечные симптомы коронавируса могут также включать и тошноту, позывы на рвоту, вздутие и урчание в животе.

Какая температура

Температура при легкой форме коронавируса COVID 19 может быть нормальной, повышенной до 37-37,3 градусов (субфебрильная) или на 1-3 дня она растет до 37,5-38,5 градусов. Более высокие цифры и от 3 дней вызывают подозрение на пневмонию, также опасным считают повторный скачок после нормализации.

Как и при других вирусных инфекциях, есть головная, суставная и мышечная боли на фоне лихорадки. Особенность COVID-19 – это пневмония при нормальной температуре, она проявляется только кашлем и одышкой, сильной слабостью.

Можно ли при легкой форме коронавируса дома болеть

При легкой форме коронавируса чаще всего можно находиться дома, так как особого лечения и постоянного врачебного наблюдения не требуется. Все предпринимаемые меры очень мало чем отличаются от обычной респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), кроме более строгих требований к самоизоляции.

Пока не будет получен отрицательный результат теста, больным нельзя выходить на улицу, рекомендуется пребывать в отдельной комнате, пользоваться индивидуальной посудой, полотенцем. Если в доме проживают родственники, то им также важно соблюдать и все другие меры профилактики, рекомендованные Роспотребнадзором:

  • мыть руки с мылом перед всеми прикосновениями к глазам, рту или носу, после посещения туалета;
  • регулярно проветривать помещение;
  • при мытье полов (ежедневном) добавлять средства бытовой химии (мыло, белизну);
  • использовать при уходе за больным маску и перчатки, защитные очки;
  • дезинфицировать туалет после каждого посещения больным.

Как болеют коронавирусом в легкой форме

В легкой форме коронавирусом COVID 19 болеют около 10 дней (от одной до двух недель), обычно общее состояние не очень отличается от нетяжелого течения гриппа. При типичном развитии болезни жалобы появляются в такой последовательности:

  • С 1 по 3 день – лихорадка, мышечная и головная боль, болезненность в горле, периодический кашель, слабость;
  • 4-5 день – затрудненное дыхание, нарастание кашля, температура близка к норме;
  • 6-7 (или 10 день) – состояние улучшается, кашель ослабевает, повышается активность.

Зараженным необходимо соблюдать постельный режим, придерживаться здорового питания с достаточным количеством белков (курица, рыба, творог, кефир), отварных и свежих овощей, ягод и фруктов. Рекомендуется обильное питье (не менее 2 литров) теплого травяного чая с лимоном и имбирем, ягодных морсов. В них можно добавлять мед, малиновое варенье.

Чем лечить

Лечить легкую форму коронавирусной инфекции можно без препаратов, большинству пациентов достаточно обильного питья. При повышении температуры выше 38,5 градусов принимают Парацетамол. Его можно пить и при более низких показателях при плохой переносимости лихорадки, головной боли, неприятных ощущениях в области сердца, нарушении ритма, высоком давлении. Врачом также могут быть рекомендованы:

  • капли или спрей с интерфероном (Гриппферон, Генферон);
  • полоскания горла с Хлоргексидином, Мирамистином;
  • Амброксол при кашле;
  • щелочные ингаляции (столовая ложка соды на 500 мл горячей воды, дышать 10 минут при нормальной температуре) или через небулайзер (Сода-буфер, минеральная вода);
  • капли в нос с сосудосуживающим компонентом (например, Галазолин);
  • промывание носовых ходов солевым раствором (столовая ложка морской соли на 1 л кипяченой воды).

Осложнения

Если при легкой форме коронавируса возникает осложнение – вирусная пневмония, то пациентам необходима госпитализация в стационар. О ее развитии могут сигнализировать:

  • устойчивая к жаропонижающим лихорадка (больше 3 дней);
  • усиление кашля с затяжными приступами;
  • одышка, когда тяжело становится дышать даже при ходьбе по квартире;
  • нарастание общей слабости.

Если вовремя не начать лечение воспаления легких, то достаточно быстро нарастает дыхательная, а потом и сердечная недостаточность. В крайне тяжелых случаях ухудшается работа всех внутренних органов (особенно почек и печени), наступает смерть.

Опасен ли при астме

Коронавирус COVID 19 опасен при всех хронических заболеваниях, в том числе при бронхиальной астме. Отмечается ухудшение ее течения – приступы наступают чаще и становится более тяжелыми, требуется чаще пользоваться аэрозольными препаратами для расширения бронхов.

Астматики часто не обращаются к врачу своевременно, так как кашель и одышка при коронавирусной инфекции могут быть отнесены к обострению астмы. Важно помнить, что даже для ее тяжелого течения не характерна повышенная температура тела, ухудшение обоняния, понос, затрудненное носовое дыхание. Поэтому при появлении любых необычных симптомов необходимо обращаться к пульмонологу.

Сколько длится коронавирус в легкой форме

Коронавирус в легкой форме у большинства пациентов длится до 7-10 дней, симптоматика может сохраняться и 2 недели. Признаком отсутствия осложнений является постепенное улучшение самочувствия. При этом точным критерием выздоровления считается только лишь данные анализов.

Для подтверждения избавления от коронавирусной инфекции проводят исследование мазков из носоглотки на вирусную РНК методом ПЦР (полимеразная цепная реакция). Результат должен быть отрицательным дважды с интервалом в день.

Правда ли, что коронавирус мутировал в более легкую форму

Коронавирус SARS-CoV-2 постоянно мутирует, но пока известно о его переходе из легкой в более опасную форму. Первоначальный штамм стал выделяться гораздо реже, чем в первые месяцы вспышки в Китае. Также уже обнаружено много новых разновидностей, часть из них имеют большую заразность, а некоторые ее уменьшили.

Так как во всех странах пациентов с тяжелыми формами болезни пытаются тщательно изолировать от остальных людей, то есть шансы на то, что постепенно максимально будут распространяться штаммы легких форм. Таким образом может сформироваться коллективный иммунитет, способный остановить пандемию.

Коронавирус COVID 19 у подавляющего большинства пациентов протекает в легкой форме, которая похожа на грипп, простудные заболевания, но отличается меньшей выраженностью насморка, преобладанием отечности и сухости слизистых. Лечение в основном симптоматическое и проводится чаще дома, но при отсутствии улучшения состояния нужно обратиться к врачу, так как есть риск развития пневмонии.

Умственная отсталость: стадии (степени), симптомы и другие сведения

Об олигофрении — умственной отсталости (также известной как малоумие и задержка умственного развития) долгое время старались умалчивать, эта тема была почти запретной. А если что и говорилось, то акцент делался на психологических и физиологических особенностях людей с таким отклонением. Но сейчас многое поменялось, и на первое место вышли их потребности, цели.

Суть проблемы

Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.

Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».

Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.

Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).

Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).

Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.

Причины

Интеллектуальная инвалидность – результат генетических заболеваний и множества других факторов, вернее, их совокупности: поведенческих, биомедицинских, социальных, образовательных.

Причины

Факторы

биомедицинские

социальные

поведенческие

образовательные

Внутриутробное развитие плода (пренатальные)

-возраст родителей;
-заболевания у матери;
-хромосомные нарушения;
-врожденные синдромы

нищенское существование матери, она подвергалась насилию, плохо питалась, не имела доступ к медуслугам

родители употребляли алкоголь, табак, наркотики

родители не подготовлены к появлению ребенка, когнитивно недееспособны

Рождение ребенка (перинатальные)

-недоношенность;

-родовые травмы

плохой уход за малышом

отказ от ребенка

отсутствие медицинского наблюдения

Дальнейшая жизнь (постнатальные)

-плохое воспитание;
-травмы мозга;
-дегенеративные заболевания;
-эпилепсия;
-менингоэнцефалит

-бедность;
-плохие взаимоотношения в семье

-домашнее насилие, жесткость к ребенку, егоизоляция;
-несоблюдение мер безопасности;
-плохое поведение

-некачественное медобслуживание и поздняя диагностика заболеваний;
-недостаток воспитания;
-отсутствие поддержки со
стороны других членов семьи

Конкретных «виновников», даже несмотря на довольно скрупулезные исследования и раннюю диагностику, никто точно назвать не может. Но, если проанализировать таблицу, с наибольшей вероятностью поводом появления олигофрении могут быть:

  • любые генетические сбои – мутации генов, их дисфункция, хромосомные аномалии;
  • наследственные отклонения развития;
  • недоедание;
  • инфекционные болезни матери в период беременности – сифилис, краснуха, ВИЧ, герпес, токсоплазмоз и т.п.;
  • преждевременные роды;
  • проблемные роды – асфиксия, механические травмы, гипоксия, асфиксия плода;
  • недостаточное воспитание ребенка с рождения, родители уделяли ему мало времени;
  • токсическое воздействие на плод, ведущее к поражению головного мозга – употребление родителями сильных препаратов, наркотиков, спиртных напитков, табакокурение. Сюда же относится радиация;
  • инфекционные заболевания ребенка;
  • травма черепа;
  • болезни, затрагивающие мозг – энцефалит, коклюш, менингит, ветряная оспа;
  • утопление.

Степени умственной отсталости

Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:

  • легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
  • умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
  • глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.

Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.

Диагностические критерии

Согласно DSM-5 (пятой редакции Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам) интеллектуальная инвалидность относится к расстройствам нейроразвития, характеризуется и определяется такими симптомами:

  1. Дефицит интеллектуального функционирования. Трудности с абстрактным мышлением, рассуждениями, принятием решений, обучаемостью. Все это должно подтверждаться соответствующими тестами.
  2. Дефицит адаптивного поведения. Несоответствие принятым культурным и социальным стандартам, невозможность жить самостоятельно, пониженная социальная ответственность, трудности с общением. То есть, индивид не может общаться и обслуживать себя, нуждается в опеке, где бы он ни находился.
  3. Человеку затрудняется выполнять задания, требующие памяти, внимания, речи, письма, чтения, математических рассуждений, не в состоянии получить практические навыки.
  4. Проблемы в социальной сфере. Не имеет навыков социализации – общения с людьми, не может подружиться и поддерживать отношения. Не понимает своих чувств и мыслей.
  5. Проблемы в практической области. Слабая степень обучаемости навыкам, неконтролируемость собственного поведения, не способность ухода за собой, безответственность и т.п.

Другие признаки

Вместе с упомянутыми критериями определить наличие какой-либо стадии УО можно по следующим признакам.

В первичный период развития здоровый ребенок овладевает простыми навыками, которые по мере взросления хорошо осваиваются и переходят к более сложным. Адаптивные и интеллектуальные проблемы становятся заметны в процессе развития ребенка. Когда они проявятся, зависят от вида, причины и степени умственной отсталости.

Этапы развития (моторика, речь, социализация) детей с интеллектуальной инвалидностью такие же, как и у здоровых, но проходят заметно медленнее, то есть, определенного уровня они достигают намного позже. При легкой форме умственной отсталости отставание от сверстников становится заметным только при начале обучения в школе (трудности с обучаемостью), а при тяжелой – в первые годы жизни.

Как правило, если интеллектуальная инвалидность передана по наследству (генами), то это сказывается на внешнем виде человека.

У олигофренов чаще встречаются физические, неврологические и другие проблемы со здоровьем. Для таких индивидов также обычны нарушения сна, тревожные расстройства, шизофрения. Распространены диабет, ожирение, заболевания передающиеся половым путем, эпилепсия.

Люди с легкой и умеренной степенью интеллектуальной инвалидностью говорят намного хуже своих сверстников, как младшие по возрасту. Чем выше уровень расстройства, чем хуже речь.

Нарушения поведения, свойственные олигофренам, связано с дискомфортом, испытываемым ими при общении, невозможности довести до других свои мысли, с недопониманием их желаний и потребностей. Кроме этого, они страдают от социальной изоляции. Отсюда и вытекают проявления волнения, тревожности, нервозности и т.д.

Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО

Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.

Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.

Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.

Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.

Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.

Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.

Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.

Дети с интеллектуальной инвалидностью

Общество должно быть толерантно людям с умственной отсталостью, необходимы специальный подход и педагоги, знающие специфику работы, способные дать интеллектуальным инвалидам образование и помочь реализоваться.

Дети с УО нуждаются в поддержке окружающих, особенно родителей, которые должны обеспечить таким чадам психологический комфорт, развитие, улучшить качество жизни.

У младенцев довольно тяжело выявить умственную отсталость, особенно ее легкую форму, так как они почти не отличаются от других. Но активность у них нарушена: они поздно начинают держать головку, лепетать, сидеть, ползать.

Но по мере взросления, когда ребенок начинает ходить в садик, становится заметно, что он испытывает трудности с соблюдением режима дня, общением со сверстниками, овладением новыми навыками. К примеру, трехлетний малыш не может сам собрать пирамидку, хотя много раз повторял это с воспитательницей. Одногруппникам это удалось после 1–2 занятий.

Дети-олигофрены не любознательны, они не могут долго усидеть на одном месте, но устают очень быстро. Речь их скудна, они путают буквы (особенно согласные). Так как фонематический слух и анализ у них развивается слабо, они неправильно произносят слова, а потом – неправильно и пишут. Отстает в развитии слуховое различение и артикуляционный речевой аппарат – отсюда невнятная речь.

Страдает общая и тонкая моторика, так как центральная нервная система развивается аномально. Движения малыша неуверенные и вялые, с предметами он манипулирует хаотично. Он долго не может определить «главную» руку, обеими двигает несогласованно.

Сложности со «щипковым» и «пинцетным» захватом не позволяют ребенку правильно держать карандаш и ручку, научиться писать. Недоразвитие мелкой моторики также мешает обслуживать себя.

Ребенок не может сконцентрироваться и что-то запомнить. Это отрицательно влияет на познавательную активность и мыслительную деятельность. Малыш не видит и не слышит, что ему говорят из-за нарушения внимания.

Учеба таким детям дается тяжело: они медленно усваивают материал, потому что не запоминают его и не могут воспроизвести полученную информацию. Усвоенный после многократных повторений навык или знания они не могут применить и быстро забывают.

Вербально (словесно) чувства ребенок выразить не в состоянии, потому что плохо владеет речью, но зато выражают эмоции мимикой, касаниями, жестами. Сопереживать он не способен. Воля у него слабая, потому он доверчив к любому человеку, легко внушаем, а это весьма опасно.

Без промедления обращайтесь к специалисту (неврологу), если ваш ребенок ведет себя необычно или вы не понимаете, что с ним происходит. Польза от этого двойная – в лучшем случае развеются все сомнения в адекватности вашего чада, а в худшем (что, впрочем, тоже неплохо) – ранняя диагностика позволит незамедлительно принять меры к решению проблемы. Это позволит лучше социализировать такого ребенка и адаптировать к жизни.

Врач осмотрит маленького пациента, расспросит родителей о симптомах, когда они появились, о практических и социальных навыках ребенка, адаптивном поведении и т.д. Обязательно проводится тест на интеллект, позволяющий выяснить, насколько малыш обучаем, может решать задачи и абстрактно мыслить. IQ ниже 70 может свидетельствовать о наличии интеллектуальной инвалидности и его уровне.

Советы родителям

Мамам и папам особенных детей можно дать такие рекомендации:

  1. Конечно же, услышать такой диагноз для своего ребенка – это ужасный удар, вызывающий негативные мысли. Возникает чувство вины, обиды на судьбу, злость, отчаяние, тоска. Но все же придется принять этот факт, смирится с ним, а хорошей поддержкой может стать общение с другими родителями, имеющим подобной проблемой. Неплохо и посетить психолога.
  2. Нужно четко разделить свои возможности с тем, что сделать невозможно и, не опуская рук, искать пути решения задач и средства.
  3. Консультируйтесь со специалистами. Целесообразно также собрать как можно больше информации из серьезных источников об умственной отсталости, чем и как можно помочь ребенку, что конкретно следует предпринять, куда обращаться. Опыт семей с ребенком-олигофреном бесценен, общайтесь с ними.
  4. Узнайте об услугах, которые оказываются на государственном и общественном уровне семьям с детьми с умственной отсталостью, и пользуйтесь ими.
  5. Думайте не об ограничениях, а о возможностях своего ребенка, что он может и что ему нужно, чем его порадовать. В ваших силах помочь ему стать самостоятельным и социализироваться, насколько это возможно.
  6. Ни в коем случае не изолируйте свое чадо от других людей, ни детей, ни взрослых.
  7. Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах ниже, чем у сверстников, общаться с ним нужно не как с малышом, а в соответствии с возрастом.
  8. Необходимо регулярно проводить развивающие и обучающие занятия. Цель обучения – социальная адаптация, то есть ребенок должен овладеть речью, письмом, бытовой самостоятельности.

Не ждите чего-то особенного от всех ваших усилий, какого-то сверхрезультата, радуйтесь самому малому прогрессу. Но и останавливаться на достигнутом не следует. Даже если вы понимаете свое чадо по отдельным словам, для коммуникации с другими и социальной адаптации этого мало. Двигайтесь дальше, не опускайте руки и не потакайте лени ребенка.

Для уменьшения вероятности рождения умственно отсталого ребенка беременной женщине следует:

  • НЕ пить, курить и принимать наркотики;
  • принимать фолиевую кислоту;
  • регулярно посещать врача;
  • придерживаться диеты, содержащей овощи и фрукты, цельные зерна, продукты с низким содержанием насыщенных жиров.

После рождения ребенка:

  • провести скрининг малыша – это позволит выявить болезни, способные спровоцировать умственную отсталость;
  • регулярно ходить на прием к педиатру;
  • делать все положенные по графику прививки;
  • разрешать ему кататься на велосипеде только в шлеме, а в автомобиле до положенного возраста возить исключительно в автокресле;
  • исключить контакт чада с бытовой химией и красками на основе свинца.

Сопровождение специалистами

Ребенку с интеллектуальной инвалидностью необходимо комплексное сопровождение на протяжении всего детства следующих специалистов:

  • детского психолога и психиатра;
  • логопеда;
  • невролога;
  • дефектолога.

Если существуют и другие нарушения (слепота, глухота, ДЦП, расстройства аутистического спектра), то к вышеупомянутым профессионалам добавляются реабилитолог, окулист, массажист, преподаватель ЛФК.

Излечима ли олигофрения

Лечение и коррекция этого заболевания – дело непростое, для этого понадобится много сил, времени, терпения. К тому же, при разных уровнях умственной отсталости и возрасте пациента требуется своя методика. Однако если тактика выбрана правильно, положительный результат становится заметным уже через пару месяцев.

К сожалению, полное избавление от интеллектуальной инвалидности невозможно. Все дело в том, что повреждены определенные отделы головного мозга. Нервная система, к которой он принадлежит, формируется в период внутриутробного развития плода. После появления ребенка на свет ее клетки почти не делятся и не способны регенерироваться. То есть, поврежденные нейроны не восстановятся и умственная отсталость остается у человека до конца жизни, хотя и не прогрессируя.

Но, как уже упоминалось, дети с легкой степенью заболевания отлично поддаются коррекции, получают навыки самообслуживания, образование и могут вполне нормально работать, выполняя несложные задачи.

Поддержка людей с УО

Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни.

Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.

Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.

Симптомы и лечение легкой умственной отсталости

Умственная отсталость – особое психическое состояние, при котором интеллектуальное развитие ограничено пониженным уровнем функционирования центральной нервной системы. В абсолютном большинстве случаев проблема проявляется в детстве. Отсталый ребенок может развиваться только до того уровня, которым он будет ограничен. Наиболее распространена легкая степень УО. Она наименее опасна и при своевременной терапии поддается лечению. Особенности и признаки легкой умственной отсталости важно знать всем родителям, чтобы при малейших подозрениях максимально быстро обратиться к врачу.

Классификация, формы и причины

УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:

Степень УО IQ Умственный возраст
Легкая 50-69 9-12 лет
Умеренная 35-49 6-9 лет
Тяжелая 20-34 3-6 лет
Глубокая <20 До 3 лет

По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.

Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.

Олигофрения

Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.

Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:

  1. Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
  2. Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
  3. Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
  4. С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
  5. С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.

Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • Родовые травмы у новорожденных;
  • Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
  • Алкоголизм или наркомания родителей.

При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.

Различные заболевания, влияющие на интеллектуальное развитие, могут передаться по наследству. Тогда умственная отсталость может проявиться значительным образом только через несколько лет.

Деменция

Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:

  • Травмы головного мозга;
  • Менингит или др. инфекционные заболевания;
  • Шизофрения;
  • Эпилепсия, инсульт.

Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.

Симптоматика

При легкой умственной отсталости IQ ребенка не превышает показатель в 69 единиц. Внешние отличия от сверстников практически отсутствуют. В большинстве случаев проблема дает о себе знать при обучении или общении. Особенностью такой степени отсталости является достаточно хорошая память, а также осознание своего состояния. Практически все, кто страдает от легкой УО, стараются скрывать свою проблему.

Симптоматика всегда одинакова. Различия между разными клиническими случаями минимальны. Это позволяет быстрее определить наличие проблемы. Симптомы умственной отсталости у детей раннего возраста следующие:

  • Развитие происходит с заметной задержкой, что проявляется в более длительном обучении держанию головы, ползанию, ходьбе и другим двигательным навыкам;
  • Диагностируется задержка развития эмоциональной составляющей, проявляющаяся в том, что малыш испытывает очень мало эмоций, которые появляются совсем ненадолго, а также он намного позже начинает улыбаться;
  • Отсутствует понимание того, как именно нужно играть с теми или иными игрушками, зачастую ребенок применяет их специфичным образом;
  • Такие дети начинают говорить только после 3-х лет, при этом у них очень ограниченный словарь, а речь невнятная;
  • Ребенок не выделяет себя на фоне окружающих, а также не может четко сформулировать свои мысли.

Дети с умственной отсталостью более старшего возраста выделяются на фоне окружающих сильнее. Их поведение соответствует младшим возрастам, что позволяет быстро распознать наличие УО. При взрослении у таких детей появляются новые симптомы:

  • Трудности с участием в командных играх;
  • Проявляется апатия, раздражительность, агрессия;
  • Отсутствие понимания сюжетно-ролевых игр, сложности с моделированием нереальных ситуаций в жизни;
  • Плохая концентрация, рассеянность мыслей. Такие дети предпочитают выполнять однообразные действия, не требующие активной работы мозга;
  • Низкие творческие способности, отсутствие фантазии и чувства юмора, дети не могут увидеть скрытый смысл в пословицах, сказках;
  • Проблемы с точным запоминанием длинных фраз, т.к. они страдают от ограничения объема памяти;
  • Простые интересы, включающие в себя просмотр ТВ, чтение сказок, видеоигры;
  • Легко поддаются чужому влиянию, любят подражать другим людям.

В большинстве случаев симптомы одинаковы, отсутствовать могут лишь некоторые из них. При легкой УО, которая сохраняется у взрослого человека с детства, остаются все симптомы.

Больного с УО не призовут в армию, ему не выдадут водительские права, а также не допустят до госслужбы.

При первых подозрениях на умственную отсталость важно сразу же обратиться к врачу. Детские болезни нужно начинать лечить максимально быстро, чтобы получить положительный эффект. При затягивании вероятность значимой результативности применения медицинских препаратов значительно снижается.

Самостоятельно такую болезнь обнаружить сложно, определять ее нужно с помощью врача и специальных методов исследований. Диагностика умственной отсталости легкой стадии включает несколько способов проверки организма ребенка:

  1. Беседа с ребенком (если это возможно) и его родителями, составление точной картины его поведения и психического состояния.
  2. Изучение медицинских записей из детсада или школы, а также больниц.
  3. Применение таблиц соответствия развития (для младенцев).
  4. Проведение специализированных тестов для проверки интеллекта и способности к обучению.
  5. Дополнительная консультация у невролога или детского психотерапевта при необходимости.
  6. Анализы крови и мочи, ЭЭГ.

После проведения всех необходимых исследований врач ставит окончательный диагноз и дает рекомендации, которые помогут ускорить развитие ребенка. Очень важно отнестись к ним с максимальной серьезностью, т.к. они могут оказать огромное влияние на мозг малыша.

Диагноз можно снять в любой момент, запросив проведение специальной экспертизы, которая докажет выздоровление.

При правильном лечении умственной отсталости дети способны достичь необходимой самостоятельности и жить полноценной жизнью. При таком положительном прогнозе есть один серьезный минус, выражающийся в повышенном риске, что у таких людей родится отсталый ребенок, причем степень олигофрении может быть выше, чем у родителей. Тем не менее, происходит такое не всегда.

Медикаментозное лечение

Под правильным лечением подразумевается комплексный подход к решению проблемы. Точные назначения может дать только лечащий врач. Если УО вызвана другими заболеваниями, то первоочередной задачей становится их устранение, для чего применяются соответствующие лекарственные средства.

Для лечения самой УО применяются несколько видов медикаментов:

  1. Ноотропы (Пирацетам, Пантогам, Энцефабол). Они позволяют улучшить обменные процессы в тканях мозга, что способствует ускорению интеллектуального развития ребенка.
  2. Витамины группы B (Глутаминовая кислота, Церебролизин). Улучшают функционирование мозга, эффект такой же, как при приеме ноотропов, но зачастую назначаются сразу оба вида препаратов.
  3. Нейролептики или транквилизаторы. Принимать их нужно только при психических нарушениях, причем целесообразность приема определяется индивидуально врачом, как и то, какие именно препараты нужно приобрести.

Иные медикаменты назначаются в редких случаях. Тем не менее, воздействия перечисленных средств будет недостаточно, т.к. подход к лечению должен включать в себя также правильный образ жизни.

Самостоятельно назначать лекарства при УО категорически запрещено. Этим должен заниматься только квалифицированный врач после проведенных обследований.

Народное лечение

Нетрадиционные методы лечения для многих людей кажутся более привлекательными, из-за чего они начинают применять именно их, даже не думая посетить врача. Оказать положительное влияние на детей с УО могут несколько растений:

  • Женьшень;
  • Китайский лимонник;
  • Алоэ.

Следует понимать, что в некоторых случаях такие растения могут вызвать психозы и проблемы с поведением, т.к. оказывают прямое влияние на психику. Перед их применением рекомендуется консультироваться с лечащим врачом, чтобы избежать возможных негативных последствий.

Особый образ жизни

Крайне важно дополнять медикаментозное лечение особым образом жизни. Это важнейшая составляющая лечения людей, страдающих УО. Комплексное воздействие позволяет добиться повышения уровня IQ ребенка на 15 единиц, что является довольно хорошим результатом.

Важно выполнять следующие условия и правила:

  1. Посещать курсы рефлексотерапии, включающие в себя точечный массаж. Это стимулирует кровообращение и все обменные процессы в голове.
  2. Придерживаться правильного питания. Качественная еда, не содержащая вредных добавок, улучшает здоровье ребенка.
  3. Правильно подбирать увлечения. Регулярные прогулки, игры на свежем воздухе, лечебная физкультура, легкий спорт, игра на музыкальных инструментах, общение со сверстниками – все это оказывает положительное влияние на общее развитие.
  4. Заниматься саморазвитием. Интеллектуальные игры, загадки, а также другие различные способы провести время с интересом и пользой – очень важны для умственно отсталого ребенка.
  5. Наблюдаться у врача, посещать специальные курсы. Всем детям, страдающим от УО, нужно регулярно ходить к врачу и на специальные курсы, где профессионалы помогут им быстрее развиться по особой методике.

Не менее важной является поддержка всей семьи. Родители должны поощрять стремление к развитию у своего ребенка, при этом следует сделать все необходимое, чтобы он всегда оставался довольным и радовался своей жизни.

Дети с легкой отсталостью получают степень инвалидности и соответствующее удостоверение, которое упрощает им жизнь.

Особенности обучения

Ребенок с умственной отсталостью имеет особые образовательные потребности. Ему не подходит привычная всем школьная программа. Обучение таких детей проводится в спецшколах, где их обеспечивают теми знаниями, которые им требуются. Учителя делают упор на изучение элементарных вещей, уровень социальной адаптации и навыки самостоятельной жизни. После прохождения обучения дети могут сами принимать решения, делать то, что требуется, полноценно работать. Для последнего проводятся специальные уроки, направленные на трудовую деятельность, после которых ребенок овладевает желаемой профессией (маляр, сантехник и т.д.).

Жизнь с УО

Умственная отсталость легкой степени не так страшна, как кажется. Люди с таким диагнозом могут прожить всю жизнь, причем она будет полноценной и насыщенной. Для этого нужно лишь своевременно заняться комплексным лечением, посетив врача. Если родители обеспечат ребенку комфортные условия для развития, то выздоровление станет вполне реальным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *