Диагностика зубочелюстных аномалий

Врач-ортодонт – кто такой и на чем специализируется

Термин «ортодонтия» в переводе с греческого языка означает «прямой зуб». Стоматологи, которые занимаются исправлением дефектов зубочелюстной системы, называются врачами-ортодонтами. Необходимость в их помощи возникает в тех случаях, когда у ребенка или взрослого человека наблюдается выраженная кривизна зубов или, например, неправильный прикус. Эти специалисты не занимаются лечением кариеса и пломбированием – чаще всего они применяют аппаратные и хирургические методики, чтобы сделать улыбку ровной и красивой. Сегодня подробно поговорим о том, ортодонт – это какой врач, что он именно лечит и что входит в его обязанности.

Какие вопросы решает врач-ортодонт?

Стоматолог-ортодонт – что входит в его обязанности

Стоматолог рассматриваемой специализации занимается решением проблем, связанных с неправильным формированием зубочелюстной системы, в том числе исправлением криво стоящих зубов, аномалий прикуса, больших межзубных промежутков или скученности, а также приобретенных нарушений в результате полученных травм. Вот основные дефекты, коррекция которых входит в компетенцию ортодонта:

  • различные формы нарушения прикуса – от легких дефектов до сложных патологий, требующих хирургического вмешательства,
  • неправильный рост зубов, их искривленное положение,
  • большие межзубные промежутки или скученность,
  • аномалии зубных дуг,
  • затрудненное дыхание по причине наличия определенных дефектов зубочелюстной системы,
  • проблемы с разговорной функцией и работой жевательной мускулатуры,
  • асимметрия в чертах лица.

Сфера деятельности ортодонтов значительно уже, чем стоматологов-терапевтов. Результатом работы этих специалистов становится идеально ровная красивая улыбка. Исправить дефекты зубочелюстного аппарата можно в любом возрасте, но перед тем, как врач сможет выбрать подходящий метод лечения, пациент должен пройти диагностическое обследование, в том числе сделать рентген-снимок.

Основные направления ортодонтического лечения

Сложность работы зубного врача-ортодонта заключается в том, что он должен очень тщательно изучить клиническую картину и выбрать наиболее подходящие методы исправления дефектов, которые дадут гарантированный результат. Вот три основных направления лечения, выбор которых зависит от сложности патологии:

  • миотерапия – особая гимнастика для челюстной системы. Применяется в отношении маленьких пациентов, которым еще нельзя устанавливать корректирующие аппараты, а также в отношении взрослых с целью сохранения эффекта, достигнутого лечением брекетами,

    Гимнастика для челюсти назначается если ребенку еще рано ставить брекеты

  • аппаратные методики – предполагают применение съемных или несъемных систем, таких как ортодонтические пластинки, брекеты, каппы, элайнеры и прочие, носить которые нужно от полугода до нескольких лет. В течение этого времени пациенту придется периодически навещать кабинет специалиста для коррекции аппарата,

    Брекеты помогут исправить прикус

  • хирургическое вмешательство – необходимость в нем возникает только в редких случаях, когда врачу предстоит иметь дело со сложной и серьезной аномалией. В отдельных ситуациях приходится делать надрез на слизистой и искусственным путем расширять зубную дугу. Правда, именно хирургией занимается уже не ортодонт, а челюстно-лицевой хирург (но ни в коем случае не просто стоматолог-хирург!)

    Хирургическое исправление прикуса

Как уже говорилось выше, подходящий способ коррекции присутствующих дефектов может выбрать только специалист. Также важно установить доверительный контакт между специалистом и пациентом, ведь курс лечения может занять не один год. Ортодонт должен просто и понятно разъяснить все нюансы ухода за полостью рта после установки брекетов, объяснить, что большая доля ответственности за результат лежит на плечах пациента. Тот же, со своей стороны, должен строго следовать всем инструкциям и предписаниям врача, если хочет добиться максимального результата.

Нюансы и особенности работы

Что конкретно будет делать врач-ортодонт, напрямую зависит от типа аномалии, с которой к нему обратился пациент. На первом этапе специалист диагностирует конкретную патологию, назначает необходимое лечение, исправляет существующие проблемы. Второй этап предполагает закрепление достигнутых результатов, обычно с помощью ретенционных систем – каппы или тонкой проволоки, которая крепится к задней стороне ряда и объединяет зубы, фиксируя их в нужном положении.

На фото показан несъемный ретейнер

«Выровнять прикус можно и взрослому человеку, я вот, например, поставила себе брекеты только в 30 лет. Да, пришлось проходить с ними больше полутора лет, но зато результат идеальный – все зубы выровнялись, встали на свои места. Лучше поздно, чем никогда! Здесь нужно строго подойти к выбору ортодонта, потому что очень многое будет зависеть именно от него. Почитайте отзывы о его работе, посмотрите фото его пациентов из серии до и после. Если врач хороший, то возраст – не помеха, чтобы исправить кривые зубы».

Татьяна Л., 34 года, г. Уфа, из переписки на форуме www.32top.ru

К особенностям работы ортодонта можно отнести и тот момент, что ему необходимо установить доверительный психологический контакт с пациентом. Это очень важно, если вы хотите добиться лучшего эффекта в самые сжатые сроки.

По каким причинам обращаются к ортодонту

Ортодонты – это преимущественно детские врачи, ведь исправлением подобных дефектов лучше начать заниматься с ранних лет. В возрасте 2-3 лет ребенка следует показать стоматологу-ортодонту для профилактики. Если врач не диагностирует каких-либо серьезных аномалий, то в следующий раз малыша необходимо привести к нему на прием в 5 лет, когда обычно начинается процесс смены молочного прикуса. Кроме того, показать ребенка специалисту нужно в следующих случаях:

  • если у него есть вредные привычки – сосать большой палец во время сна или, к примеру, грызть кончик карандаша,

    Сосание пальца в детском возрасте может сформировать неправильный прикус в будущем

  • ребенок дышит преимущественно ртом – наблюдаются определенные проблемы с носовым дыханием,
  • имеют место врожденные патологии в развитии зубочелюстного аппарата,
  • зубы растут в неправильном направлении, сильно искривлены,
  • большие межзубные промежутки или скученность.

Стоит заметить, что далеко не во всех случаях родители могут заметить какие-либо нарушения в развитии зубочелюстного аппарата своего ребенка. Именно поэтому в раннем возрасте важно навещать ортодонта в профилактических целях. Что же касается взрослых пациентов, то они обычно обращаются к данному специалисту, если знают о наличии у себя определенных дефектов, но по каким-либо причинам решили заняться их исправлением только сейчас. Сегодня в арсенале стоматологов данной специализации есть все необходимое для того, чтобы исправить зубочелюстную патологию практически в любом возрасте.

Как проходит первый прием у специалиста

На первом приеме никто устанавливать брекеты или корректирующую пластинку не будет – это просто невозможно сделать без предварительной подготовки. Таким образом, первое посещение специалиста предполагает проведение визуального осмотра, предварительную диагностику возможных проблем и консультацию по поводу подходящих методик их решения.

На фото показан панорамный снимок челюсти

Чтобы сделать окончательный выбор в пользу того или иного метода, врач должен получить на руки рентгеновский снимок обеих челюстей пациента. С этой целью его в обязательном порядке направляют на ортопантомограмму (ОПТГ)1. Только по завершении всех диагностических мероприятий врач снимает слепки с челюстей пациента и отправляет их лабораторию для создания или подгонки корректирующего аппарата. Как только конструкция будет готова, ортодонт установит ее и объяснит пациенту его дальнейшие действия.

Что должен уметь и знать врач, какими качествам характера должен обладать

Мы выяснили, что это такое – ортодонтия, чем занимается врач-ортодонт в стоматологии, а теперь разберемся с тем, какими знаниями, навыками и личными качествами должен обладать хороший специалист данной направленности. Для начала нужно сказать, что существует должностная инструкция, которой обязан следовать врач. Практикующий врач должен уметь точно определить патологию, степень ее сложности, подобрать оптимальный метод лечения или сочетание сразу нескольких методик, подогнать пластинку или брекет-систему под анатомические характеристики и правильно ее установить. К тому же, данная область стоматологии очень быстро развиваться, и хороший специалист обязан постоянно повышать уровень своей квалификации и вводить в свою практику современные методы лечения.

Специалист должен правильно установить брекет-систему

Еще одним очень важным аспектом является психологический фактор. Ортодонтическое лечение обычно занимает довольно много времени – от полугода до нескольких лет. Не стоит забывать, что все-таки чаще всего этому врачу приходится иметь дело с детьми, а в этом случае умение налаживать с маленькими пациентами хорошее общение крайне необходимо. Чтобы достичь намеченных целей, между врачом и пациентом должен установиться эмоционально доверительный контакт. Таким образом, хороший специалист обладает еще и определенными личными качествами, такими как коммуникабельность и эмпатия.

Как стать стоматологом-ортодонтом

Чтобы получить желаемую специальность, для начала нужно пройти полное обучение в медицинском вузе на стом. факультете. Только став стоматологом, молодой специалист может пройти дополнительное обучение по узкой специализации. Стоит учитывать, что каждый этап занимает в среднем 4-5 лет. Выходит, что будущему стоматологу-ортодонту придется учиться примерно 9 лет. Однако это еще не все, ведь чтобы держать высокую профессиональную планку, врач должен постоянно развиваться, обучаться новым методикам лечения, посещать семинары, лекции, форумы, конференции. Это постоянная работа над собой, без которой ортодонт не может считаться хорошим профессионалом.

Посещение различных лекций и семинаров повышают уровень специалиста

Это серьезное образование, требующее существенных финансовых вливаний, и очевидно, что оно далеко не всем по карману. Тем не менее, после прохождения всех этапов обучения специалист сможет обеспечить себя достойный уровень дохода. Так, к пример, в государственных поликлиниках на первых порах молодой врач будет получать примерно 40 тысяч рублей в месяц. Практикующему специалисту в частной медицинском учреждении платят от 100 тысяч рублей.

АНОМАЛИИ СООТНОШЕНИЯ ЗУБНЫХ ДУГ

Аномалии зубных дуг являются в основном врожденными патологиями и проявляются в удлинении, укорачивании, сужении либо расширении зубного ряда или его отдельных участков. Существуют также нарушения в соотношении зубных дуг, когда есть асимметрия в расположении верхней или нижней челюсти по отношению друг к другу. Выявляются эти патологии во время осмотра и классифицируются в зависимости от клинической картины.

Чтобы получить информацию о ценах и сроках лечения звоните:

+7 (495) 788-48-84

или заполните форму обратной связи:

Виды аномалий соотношения зубных дуг

К патологиям зубочелюстной системы, затрагивающим изменения положения зубных дуг, относятся дистальный (прогнатический), мезиальный (медиальный), глубокий, открытый и перекрестный прикусы.

  • Дистальный прикус. Одна из самых распространенных патологий, диагностируемая при молочных зубах или их смене на постоянные. Проявляется в виде выдвижения верхней челюсти по отношению к нижней. Причинами развития могут быть нарушения величины и формы зубного ряда или его недоразвитие. Эту патологию можно определить и визуально по выступанию верхней губы и видимым передним зубам. Типичные лицевые признаки – укороченная нижняя часть лица, полуоткрытый рот и подбородочные складки. Дистальный прикус вызывает нарушение жевательных и речевых функций, поэтому нуждается в своевременном лечении.

  • Мезиальный прикус. Клинической картиной данной патологии является выдвижение нижнего зубного ряда по отношению к верхнему при сомкнутых челюстях. Внешне эта аномалия особенно заметна, когда смотришь на человека в профиль. Для нее характерен выступающий вперед массивный подбородок и западание верхней губы. Причины развития патологии включают в себя целый ряд факторов: родовая травма, заболевания, неправильное вскармливание, преждевременная утрата верхних зубов. Как и дистальный прикус, мезиальный вызывает не только дискомфорт, но и нарушение речи и процесса пережевывания пищи.
  • Глубокий прикус. Довольно распространенное нарушение соотношения зубных дуг, при котором нижние резцы перекрываются верхними как минимум на треть. При выраженной патологии этот термин заменяется понятием чрезмерное резцовое перекрытие. Эта аномалия классифицируется на вертикальную и горизонтальную. При вертикальной резцы и клыки верхней челюсти перекрывают нижние больше чем наполовину. При горизонтальной нарушается нормальное расстояние между вестибулярной поверхностью нижних зубов и небной частью верхних. Развивается патология из-за генетических и послеродовых факторов (врожденные аномалии, хронические заболевания). Лечение должно начинаться уже в период прорезывания молочных зубов. Устранение незначительного резцового перекрытия во взрослом возрасте не требуется, но при выраженной патологии применятся капы и брекеты.
  • Открытый прикус. Данная патология диагностируется при неполном смыкании верхней и нижней челюсти во фронтальном отделе. Это наиболее тяжелая форма аномалии соотношения зубных дуг, чаще всего встречающаяся у маленьких детей. Затрудняет процесс пережевывания пищи и произношение некоторых звуков, пересушивает слизистую оболочку. Помимо врожденных причин, формированию открытого прикуса могут способствовать и внешние факторы: неполноценное питание, слабая двигательная активность и даже недостаток солнечных лучей. Лечение открытого прикуса – достаточно сложный процесс, но на сегодняшний день это нарушение можно устранить, если предпринять не только лечебные, но и профилактические меры.
  • Перекрестный прикус. Эта аномалия проявляется в несоответствии положения верхней и нижней челюсти в поперечном направлении. Иными словами, челюсти смещены относительно друг другу в горизонтальной плоскости, что заметно при обычном осмотре. Как правило, патология затрагивает передние и боковые отделы зубного ряда. Ее причинами могут быть неблагоприятная наследственность, ранняя утрата молочных зубов, детские заболевания, травмы лица. Перекрестный прикус вызывает асимметричное развитие костей и суставов, нарушение речи и функции жевания, поэтому его лечение должно начинаться с самого раннего возраста.

Лечение аномалий соотношения зубных дуг

Лечение назначается после осмотра, проведения диагностического обследования и постановки диагноза. При профессиональном подходе и своевременном обращении эти патологии зубочелюстной системы можно скорректировать и устранить. К примеру, весьма эффективным является лечение дистального и мезиального прикуса. В детском возрасте предпринимаются меры по нормализации формы зубных рядов с проведением профилактических мероприятий. Если челюсть уже сформировалась, то посредством ортодонтических аппаратов и накусочных пластинок осуществляется расширение верхней челюсти и перемещение передних зубов назад. По аналогичному принципу выполняется и лечение мезиального прикуса, исправляющее соотношение передних зубов. Для остальных видов патологий также существуют свои схемы лечения, которые вам назначит ортодонт при посещении нашей клиники.

Методы обследования ортодонтического больного

Индивидуальность человека в значительной степени определяется особенностями строения лица. У больных с аномалиями прикуса нередко отмечается сходство лицевых признаков. Внешнее сходство таких пациентов объясняется аналогичными морфологическими и функциональными особенностями развития зубочелюстной системы.
При выявлении зубочелюстных аномалий стремятся к определению их причинно-следственных взаимосвязей и изучению сущности этой патологии. Клиническое обследование является ведущим методом в диагностике.
В паспортной части истории болезни указывается фамилия, имя, отчество, возраст и пол больного. Регистрируют место проживания больного и его родителей, условия быта, воспитания и обучения.
Анамнез собирают, как правило, со слов родителей. При этом выявляют наследственные, хронические, профессиональные заболевания родителей, семейные особенности строения зубочелюстной системы, социально-бытовые условия. Выясняется состояние здоровья матери в период беременности, т.е. имелись ли заболевания, гормональные расстройства, токсикоз и в какой половине беременности, как протекали роды, были ли травмы.
Очень большое значение имеет определение общего состояния здоровья ребенка, как он развивался и рос, вид вскармливания, сроки прорезывания временных и постоянных зубов. Выявляют перенесенные заболевания (рахит, туберкулез, диспепсию и др.), травмы или операции челюстно-лицевой области, имевшиеся или имеющиеся на данный момент вредные привычки или др. парафункции (бруксизм и др.).

Осмотр состоит из общего осмотра, осмотра лица и полости рта. При общем осмотре оценивают соматическое, психическое развитие пациента и их соответствие возрасту, росту, массе тела.
При осмотре лица устанавливают особенности его конфигурации: симметричность или асимметричность, выраженность носогубных и подбородочной складок, взаимоотношение верхней и нижней губы в состоянии покоя, (свободно сомкнутые, сомкнуты с напряжением или зияние ротовой щели, выступающие вперед или западение одной губы по отношению к другой и подбородку), укорочение или удлинение нижней трети лица.
При осмотре полости рта определяют состояние слизистой оболочки преддверия полости рта, расположение уздечек верхней и нижней губы и щечных тяжей (складок), десны. Оценивают степень развития челюстных костей, альвеолярных отростков, определяют количество, величину, форму зубов, их состояние и расположение в зубном ряду, форму зубных дуг, соотношение зубных рядов и челюстей в прикусе, форму и глубину свода твердого и мягкого неба, величину языка, степень развития и место прикрепления уздечки языка. Осматривается состояние ротоглотки.
После этого необходимо провести специальные исследования: клинические пробы, биометрическое изучение моделей челюстей, графические, фотометрические, рентгенологические и методы, определяющие функциональное состояние зубочелюстной системы.
Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

Методы исследования и диагностика зубочелюстных аномалий По Кальвелису д.А. “Ортодонтия. Зубочелюстные аномалии в клинике и эксперименте”.

Общие положения диагностики

О диагностике. Жевательный аппарат по своему строению очень сложное образование. Это обусловлено многообразием морфологического строения и взаимоотношением отдельных элементов жевательного аппарата. Поэтому при установке диа­гноза мы должны применять и метод анализа и метод синтеза выявленных симптомов. Следует учитывать количество зубов, величину, форму и положение отдельных зубов, ширину и длину зубных рядов, ппд смыкания зубных рядов, соотношение антагонирующих зубов, формы и соотношения альвеолярных гребней по отношению к челюстям, соотношения челюстей к лицевому скелету и всему черепу в целом и еще много дру­гих особенностей.

Все особенности могут быть в разных вариациях, что и соз­дает множество отклонений от нормы — разновидные зубочелюстные аномалии.

Из вышеуказанных обстоятельств вытекают два практически важных вопроса:

В целях собирания соответствующих симптомов необхо­димо владеть знанием основ постановки диагноза.

Ввиду очень большого количества отклонений от нормы необходимо все проявления их группировать — создать классификации зубочелюстных аномалий для руководства при прове­дении профилактических и лечебных мероприятий. Классификация зубочелюстных аномалий в ортодонтии занимает очень важное место. Ортодонтия стала научным разделом стоматологии только благодаря созданной Энглем первой систематической классификации аномалий прикуса.

Оценка диагностических симптомов. В диагностике зубочелюстных аномалий большие трудности представляет определе­ние нормы жевательного органа и соответствующих признаков, определяющих отклонения от нормы — аномалии. Норму опре­деляют статистическим путем, выявлением средней вели­чины, т. е. наиболее часто встречающихся явлений. Среднюю величину устанавливают по определенным признакам. Норма жевательного аппарата должна определяться также рядом оп­ределенных признаков. При попытке вывести средние величины из возможных комбинаций этого множества признаков получи­лось бы очень большое число разных вариаций.

Признаки, характеризующие норму и патологию жевательного аппарата, следует расценивать с точки зрения их важно­сти и значения для всего организма в каждом отдельном слу­чае. Все симптомы целесообразно разделить на следующие группы:

Безусловные признаки (абсолютные).

Относительные признаки:

а) несущественные;

б) существенные.

Безусловные признаки. К таким с абсолютной точ­ностью нельзя причислить ни одного признака, даже такого, как число зубов в прикусе, считая на данной стадии развития человека нормальным количеством зубов 20 молочных и 32 постоянных зуба. Если отклонение от этого количества в сто­рону увеличения числа зубов можно считать безусловной ано­малией, то при уменьшении их мы говорим о явлении фило­генетической редукции количества зубов у человека.

К безусловным признакам следует отнести контактные точки зубов, соотношения отдельных зубов в центральной ок­клюзии и др. Прикус можно считать функционально и эстети­чески полноценным и при других соотношениях зубов, когда в большинстве случаев нет необходимости и возможности ортодонтического вмешательства.

Относительные признаки приобретают практическое значение лишь при сравнении их с другими обстоятельствами, условиями и признаками. Например, величина коронки зуба может быть признана аномалийной при несоответствующей ве­личине челюстей — при больших размерах зубов и нормальной величине челюстей, а тем более при маленьких челюстях, когда зубы не могут разместиться в челюсти, или, наоборот, когда остается в челюсти избыток места и зубы устанавливаются с промежутками. Также разная величина челюстей сама по себе еще не определяет существа ортодонтической аномалии, но несоответственная величина в прикусе одной челюсти по сравнению с другой уже имеет определенное значение, как при­знак аномалии.

Несущественные признаки, как, например, цвет, форма зубных коронок. Не во всех случаях обнаруженные от­клонения от нормы требуют ортодонтического вмешательства, так как в строении жевательного органа не существует еди­ного стандарта, к которому следовало бы подводить всех наших больных. В ряде случаев нет никакой возможности проведения эффективного лечения — например, менять форму коронки или цвет, изменить основную величину челюстей и их соотношения к челюстно-лицевому скелету.

Существенные признаки — разные отклонения от нормы, влияющие па морфологию, функцию и внешний вид жевательного органа,— например, вариации числа зубов, особое положение отдельных зубов, изменения формы зубных рядов, особенно несоответствие величины, формы и соотношения обоих рядов (аномалии смыкания), своеобразное соотношение челю­стей к черепно-лицевому скелету и ряд других признаков.

В практической ортодонтической работе мы должны учи­тывать безусловные относительные и существенные признаки зубочелюстных аномалий. Таким образом, из большого числа признаков следует уметь выделить и оценить группу практи­чески важных и поддающихся терапевтическому воздействию. Этим в значительной мере облегчается практический подход к диагностике зубочелюстных аномалий.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО.

АНАМНЕЗ

Ортодонта интересует ряд общих данных о больном. В пер­вую очередь возраст, так как норма и патология варьируют в зависимости от возраста.

Важен род занятий родителей ребенка, а если больной уже взрослый, то и род его занятий. По этому мы можем судить об условиях в период ортодонтического лечения — сможем ли мы назначить все виды аппаратов или только такие, которые менее заметны и меньше мешают в работе.

Адрес. Местожительство больного имеет большое значение. Ортодонтическое лечение обычно длится долго, с многократным посещением врача. Если больней живет далеко от лечебного учреждения, а тем более в сельской местности, где сообщение не всегда удобное, нельзя планировать продолжительное ле­чение с частым посещением врача. В таких случаях необходимо применять методы лечения, заключающиеся в избрании лечеб­ных аппаратов, не требующих частого активизирования и по­стоянного наблюдения. (Во многих случаях упрощает и со­кращает сроки лечения применение метода удаления отдельных зубов в целях создания места и устранения общего напряжен­ного состояния челюсти.) Полезно пытаться анамнезом выяснить этиологию аномалии зубочелюстной системы. С этой целью важно установить нижеследующее.

Роды ребенка. Непосредственная родовая травма редко вли­яет на образование аномалий прикуса. В некоторых случаях мм встречаемся с последствиями общей родовой травмы — внутричерепного кровоизлияния, что может неблагоприятно ска­заться на общем развитии ребенка и, в частности, на развитии зубочелюстной системы.

Вид вскармливания. Грудное (как долго), смешанное или искусственное с самого начала. Важность этого вопроса опре­деляется двумя обстоятельствами: составом пищи, так как ни­какой рецепт состава смесей искусственного вскармливания не может заменить материнское молоко. Другой вопрос — это вид приема пищи новорожденным. При вскармливании грудью ре­бенок проделывает сосательные движения — нижней челюсти, языка, мышц дна полости рта, что крайне благоприятно ска­зывается на развитии зубочелюстной системы. При искусст­венном вскармливании все эти благоприятные факторы отсут­ствуют.

Развитие ребенка. Срок появления первых зубов, когда ре­бенок начал ходить, говорить, состояние его молочных зубов — все это косвенным путем характеризует общее развитие ре­бенка.

Перенесенные заболевания. Каждое острое инфекционное или хроническое (рахит, эндокринные изменения) заболевание в детском возрасте нарушает общее развитие ребенка, в том числе жевательного аппарата. Особенно следует обращать вни­мание на расстройство питания — диспепсии.

Дурные привычки. Длительное сосание пальцев, губ, языка, а также неправильное положение ребенка во время сна могут привести к деформации прикуса, действуя как медленная дли­тельная травма.

Состояние дыхательных путей. Как дышит ребенок — через нос или через рот? Чтобы получить правильный ответ, необхо­димо выяснить положение во время сна. Если ребенок спит с открытым ртом и храпит, то это свидетельствует, что имеются нарушения в дыхательных путях.

Диагностические данные, как и ход лечения, должны быть документированы в истории болезни. Для ортодонтических больных еще нет принятой формы ее, которую следовало бы разработать и принять на особом совещании специалистов. По­дробно разработанной форме истории болезни должно прида­ваться большое значение, так как по ней можно проводить систематическое обследование и лечение больного и. с другой стороны, легче обработать данные и сделать обобщающие вы­воды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *