Медицина в древности

Древняя терапия. Как раньше лечили больных простудой?

От микстуры до банок

«Что говорить про столь древние времена. Даже в 1950‑е годы, когда я начинал работать врачом, большинства современных препаратов, включая противовирусные средства, ещё не было, – рассказывает патриарх отечественной педиатрии, профессор, главный научный сотрудник «Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей» Владимир Таточенко. – Для снижения температуры использовали жаропонижающие аспирин, амидопирин и фенацетин – не самые безопасные препараты. Сосудосуживающие капли в нос выписывали по рецепту, поскольку они содержали адреналин. В качестве противокашлевых средств использовали микстуры. Популярна и достаточно эффективна была нашатырно-анисовая микстура «Капли датского короля», настои алтея, термопсиса и других растений. А при сильном кашле выписывали кодеин, ныне запрещённый. Но в основном лечили так называемыми домашними средствами. Назначали тёплое питьё – чай с малиновым вареньем. Он обладал потогонным действием и помогал снизить температуру. Тёплое молоко с содой или с «Боржоми» использовали как смягчающее при боли в горле. Само горло полоскали раствором соды, настоями или отварами различных трав, а нос промывали раствором соли. Были популярны банки и горчичники. Они действовали за счёт расширения сосудов кожи и усиления связывания вирусов иммунными клетками кожи. Сейчас врачи отказались и от горчичников, так как они болезненны, часто вызывали аллергию или химические ожоги, и от банок – бывали случаи, когда реально у детей возникали ожоги. Эти методы можно легко заменить укутыванием или тёплой ванной (если нет высокой температуры) – эффект будет тот же.

Поскольку ОРВИ обычно протекает нетяжело, этих средств обычно хватало. Недавно в мировой прессе опубликованы доказательные данные о том, что две ложки мёда на ночь действуют не хуже современных противокашлевых средств. Да и сейчас, по рекомендации ВОЗ, мы предпочитаем ограничить набор лекарств при ОРВИ, рекомендуя указанные выше домашние средства – они достаточно надёжные и безопасные.

А вот при гриппе сейчас у нас есть эффективные средства – раньше их не было. Да и бактериальные осложнения вирусных инфекций – отит, пневмония, синусит, – с которыми едва справлялись раньше, сейчас легко лечатся антибиотиками, если, конечно, возбудитель не стал устойчивым из-за злоупотребления ими при лечении вирусных инфекций». Натурально работает! Лечим простуду без аптечных средств Подробнее

Испугать дух болезни

А что же было ещё раньше? Описания способов лечения простудных болезней читаются как триллер или поварская книга ведьм. В Месопотамии, где впервые появились сельское хозяйство и города, где были заложены основы нашей культуры, верили, что простуду вызывают злые духи. Поэтому весь процесс лечения был основан на изгнании этих духов из тела человека, их пытались напугать, применяя мерзкие средства в виде выделений человека и животных.

Похожие лекарства были найдены у Плиния Старшего в «Естественной истории»: от кашля рекомендуются моча и экскременты зайца.

В конце XVII века известный немецкий врач и энциклопедист Кристиан Франц Пауллини написал 200‑страничную книгу «Полезные лекарства из фекалий». Он рекомендовал при простуде применять внешне экскременты и мочу человека, овец, крупного рогатого скота, коз, свиней. Всё это он обосновывал не попытками напугать демонов простуды, а философски: «Человек был землёй и возвратится в землю». А связующим звеном в этом круговороте выступают отходы человеческого тела, из которых происходят лечебные травы, коренья, животные и минералы. И значит, нет большой разницы, чем лечиться – травами или фекалиями. «И кто отвергает экскременты, отвергает и своё происхождение», – писал Пауллини.

Резать будем?

Лечили простуду и хирурги, но только тяжёлую, когда обычные средства не помогают. Известный сирийский хирург XIII века Ибн аль-Куфф писал, что для этого нужно в области лба специальным раскалённым инструментом прожечь кожу до кости, и это откроет поры, через которые выйдет болезнь. А врач XVII века Йохан Зедлер в своей энциклопедии предлагал лечить затянувшуюся простуду при помощи ран под кожей, сквозь которые пропущена нить. Эту нить время от времени нужно было двигать, чтобы рана не заживала и нагнаивалась. Всё это объясняли логично: через раны с гноем будет выходить болезнь.

Конечно, были и нормальные способы лечения простуды. Так, настоятельница монастыря Хильдегарда Бигенская, жившая в XII веке, писала стихи, пророчества и медицинские книги с большим количеством рецептов на основе лечебных трав. Среди них есть вдыхание паров, исходящих от разогретого фенхеля или укропа. Всё это, по сути, народные средства, широко использовавшиеся в монастырской медицине. Выпей яду. Героин, ртуть, ДДТ и другие «лекарства» прошлого Подробнее

Кстати

В 1956 году в Англии выделили первый вирус, вызывающий простуду – риновирус.

Возбудителя гриппа открыли ещё раньше, в начале 1930‑х. Первая вакцина от него создана в 1937 году нашим учёным Анатолием Смородинцевым, американцы свою сделали и испытали уже в 1940‑е.

Первые лекарства против вируса гриппа амантадин и ремантадин стали применять в конце 1960‑х.

Первое жаропонижающее средство аспирин появилось в 1890‑е.

Простуда по-русски

Два главных русских способа лечения, отсутствовавших в Европе,– это баня и русская печь.

Во-первых, лечебным свойством обладало само тепло.

Во-вторых, растирания редькой, хреном, мёдом, водкой (часто настоянной на перце) ещё больше усиливали целебное действие.

И, в-третьих, растирания и лечебные травы в бане создавали ещё и эффект ингаляции.

При боли в горле и кашле применяли:

  • сухое тепло – обёртывание шеи разогретыми крупами или солью в чулке;
  • растирания – мёд с коровьим маслом, сало, гусиный жир, скипидар;
  • лекарственные растения – лук, чеснок, ромашка, шалфей, богородская трава, бузина, девясил, калган, чернобыльник (делали настои и отвары, часто на молоке с мёдом).

Медицина на Руси. Как лечились славянские предки?

Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов — этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма.

Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.

Волхвы были знатоками «зелий, т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и «язвенным больным.

В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий «волхв, «врачь, «лечець, «зелейник, «чародей. По древнерусскому представлению, волшебство — это высокое искусство, мастерство («влъшебная хытрость), а волхв — есть «премудр, человек с большим опытом и знаниями.

Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты «мудрых, «хитроков, «филозофов.

Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси

Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы. Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.

Новгородцы прежде киевлян (в конце IX — начале X вв.) приступили к строительству деревянных изб.

Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань.

Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно Красивая и удобная одежда — не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI — XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.

Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легкомылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.

Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.

Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф — 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.

С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. Отвозили умерших на дальние кладбища.

Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани и «свитошные (прачечные).

Начиная с XV в. очаги с дырой в потолке вместо дымохода выместили печи, на смену которым со временем пришла система внутристенных труб с циркулирующим по ним горячим воздухом. Окна закрывали пластины слюды. Больные спали на деревянных нарах. Вместо матрацев использовались сухой мох, солома, камыш.

Широкое использование лекарств растительного и животного происхождения дополнялось приемами из арсенала хирургического искусства.

Почетом в древнем Новгороде были окружены «резальники (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению.

В некоторых летописях можно найти описание врачебных действий. Так, если судить по «Изборникам Святослава» (1073, 1076), то врач должен был, прежде всего, быть резалником (хирургом — М.М.), умеющим разрезать ткани, ампутировать конечности, производить лечебные прижигания раскаленным железом, т. е. упот¬ребляющим металл: «Железо не весть, что делает, но врач весть действо железное». В других летописях привлекают внимание своеобразные иллюстрации на медицинские темы. Так, «Лицевой летописный свод», охватывающий период от «сотво¬рения мира» до 1567 года, содержит рисунки древнерусских протезов, называвшихся «древяница» или «тояги». Они предназначались для людей с ампутированными конечностями. Костыли, тоже деревянные, иногда со сложными приспособлениями, употреблялись для опоры плеча, колена. В «Своде» была даже миниатюра, иллюстрирующая процесс изготовления в кузнице железного крепления на костыль.

Медицинские сведения в древнерусских летописях были чаще всего связаны с болезнями сильных мира сего. Так, в «Повести временных лет (1044) говорится о постоянной повязке на темя по поводу врожденной мозговой грыжи, сделанной князю Всеславу. В Ипатьевской летописи (1289) содержится документальное и красочное описание болезни князя Владимира Васильевича Волынского, благодаря которому современный медик может распознать заболевание, о котором идет речь: скорее всего, это был рак нижней губы. К сожалению, Ипатьевская летопись не сообщает, как лечили князя — может быть, еще и потому, что исход лечения оказался фатальным.

Гораздо подробнее и квалифицированнее освещает летописец болезнь Василия III (отца Ивана Грозного), приводит почти клиническое описание хода заболевания, которое было, по всей вероятности, гнойным воспалением тазобедренного сустава (гнойный артрит).

Запечатленные в летописях своеобразные «истории болезни руcских князей свидетельствуют об использовании и различных хирургических методов лечения Так, в Никоновской летописи описано, как в «лето 69491441 г.) долго болевшему князю Дмитрий Юрьевичу Красному во время причащения оказал квалифицированную медицинскую помощь его духовник врач-монах отец Осия: при сильном кровотечении он успешно использовал метод тампонады.

Древнерусские историки сообщали об использовании метода прижиганий (с помощью горящего трута). По свидетельству Никоновской летописи, в «лето 6970страдавшего «сухотной болезнью», был применен общепринятый тогда метод лечения — прижигания. К сожалению, примененный метод не помог.

Одно из немногих известных имен — легендарная Евпраксия (1108-1180), внучка Владимира Мономаха, дочь князя Мстислава. В 1122 году ее выдали замуж за сына императора Византии Алексея Комнена и при короновании назвали Зоей. В Византии она изучила греческий язык и «много занималась в излюбленной ею области врачевания, быть может перечитала доступные ей медицинские сочинения (Гиппократа, Галена и др.) и в результате сама написала руководство по медицине.

Это руководство — один из древнейших русских лечебников «Мази («Алимма): единственный уцелевший экземпляр этого руководства хранился во Флоренции, в библиотеке Лоренцо Медичи. В конце XIX века российский историк Х.М.Лопарев обнаружил во Флоренции этот труд и приобрел копию греческой рукописи «Алимма. В рукописи, состоявшей из пяти частей, были приведены в определенную систему различные разрозненные медицинские сведения, в частности, описаны «наружные болезни» и приведены рецепты различных лекарств, рекомендовавшихся при заболеваниях кожи и зубов, рассказывалось о болезнях сердца и желудка. В качестве наиболее распространенных лекарств в рукописи были приведены всевозможные мази, почему, вероятно, и весь труд получил название «Алимма». Этот труд, обобщивший ряд медицинских наблюдений того времени и приписываемый Зое, был, очевидно, знаком и использовался лечцами Древней Руси. Каково было «врачебное сословие» Древней Руси?

В существовавших тогда монастырских и церковных больницах работали образованные врачи-монахи, профессионалы своего дела. Конечно, основным занятием ученых-монахов, представлявших тогда очень тонкий слой носителей интеллектуальной культуры, было, скорее всего, не исцеление болящих или изучение и переписка античной литературы, а богословие, поглощавшее главные интеллектуальные устремления духовного сословия. Но все-таки, как свидетельствуют исторические источники, немало было среди них и т.наз.монастырских врачей.

Помимо образованных (в той или иной мере) врачей-монахов, пользовавших своих пациентов в монастырях, в средневековой России действовали многочисленные мирские врачи, профессиональные лечцы, постигавшие азы своей профессии в порядке ремесленного ученичества, часто в семьях потомственных целителей. Среди них преобладали специалисты «терапевтического профиля — камчужные (по лечению ломоты, в современном понимании — ревматизма), очные (они занимались лечением болезней глаз), чепучинные (специалисты по сифилису), те, кто лечил отпорчи (предки современных психоневрологов) и др.

О том, что в средневековой России лечение у хирурга было обычным делом, можно говорить вполне определенно. эти методы использовались в практике. Медицинская, в т.ч. хирургическая, помощь простому народу, в частности лечение ран, в какой-то мере обеспечивалась законодательно

Были в числе мирских врачей и лечцы «хирургического профиля — резалники: среди них различались костоправы («травматологи), камнесечцы (специалисты по лечению болезней мочевого пузыря), кильные мастера (занимались лечением килы, т.е. грыжи), чечуйные (лечили геморрой). Позднее, в ХУ-ХУ1 веках, в свидетельствах современников упоминаются также алхимисты, «лекари польской породы, ученики общелекарские и др.

Правда, об их делах, об их практике, об их методах лечения в древнерусских летописях говорится до крайности мало. Вероятно, причин этого было несколько, например, неосведомленность летописцев в медицине; но основной причиной, может быть, было изначально скептическое отношение церкви к этим лечцам, которые, наряду с методами античной и народной медицины, применяли и сурово преследовавшиеся православием способы волхования, пришедшие еще из языческих времен. Нельзя исключить, впрочем, и элемент своеобразной конкуренции с врачами-монахами, с монастырской медициной.

Фармакология на Руси

Так, заболевание, которое современные медики называют цингой, наши древние коллеги побеждали настоем шиповника, чесноком, луком. Кстати, лук считался уни¬версальным средством, о нем даже сложили поговорку: «Лук от семи недуг». Деготь выручал от кожных болез¬ней, морковь — от малокровия, семенами тыквы изгоняли глистов. Есть мнение, что существовал даже сложный отвар, в состав которого входила ртуть: его применяли при «прилипчивы» (венерических) заболеваниях. Применение некоторых лечебных средств должно было сопровождаться заговорами. С конца XVII века в лечебниках встречается чрезвхычайно много «врачебных» молитв и знахарских заговоров, заимствованных частью из народной эпической старины, частью из книг апокрифических: все эти молитвы и заговоры были, конечно же, своеобразными психотерапевтическими лекарствами и порой помогали больным.

Териак — ссылка на эту панацею от всех бед есть у каждого врача, оставившего след в истории, начиная от Галена, кончая Авиценной, и далее — вплоть до новейших времен. Териак включен и в арсенал тибетской медицины и шире -медицины всего Востока.

Историки и врачи пытаются в древних источниках информации найти рецепт этого снадобья, но пока безуспешно. А ведь интересно было бы узнать о нем подробнее и, быть может, (почему бы и нет?) возродить его к жизни. Есть подозрение, что териак и поныне в арсенале безотказных средств народной медицины.

В произведении «Вертоград» (1534г.) можно найти более ста названий веществ и лекарств, которыми торговала Русь. Так, лекари использовали мышьяк для лечения болезней кожи, которые сопровождаются разрастанием рогового слоя. Для лечения кожных болезней применяли также киноварь и ртуть. С помощью этих средств избавлялись от таких паразитов, как вши и блохи.

На Руси были известны и побочные эффекты применения ртути — стоматиты, а также способы их предупреждения. Древнерусские целители использовали и минералы для лечения болезней.

Лазурит использовался в качестве слабительного и для лечения перемежающейся лихорадки.

Алмаз применялся для смазывания краёв гнойных ран и язв, а также для лечения дёсен при цинге.

Применение агата упоминается ещё в «Изборнике Святослава». Из него в Древней Руси изготовляли сосуды для перевозки и хранения лекарств. Уже в те времена агат считался лекарственным средством. Его применяли в виде присыпки или мази при укушенных ранах. В лечебнике описана разновидность агата — оникс, который применялся для изготовления инструментов для кровопускания. На Руси высокор ценился аметист. Его применяли в качестве противоядия при алкогольных отравлениях.

В Древней Руси был широко распространён способ лечения болезней с помощью определённых органов, желчи, животных соков, птичьих яиц, вытяжек из тел насекомых. Сырьё для таких лекарств добывали и на Руси, и привозили из других стран. Много сырья привозилось из восточных стран.

Самым популярным средством при любых расстройствах желудка считался «камень безоар», который находили в кишечнике многих животных. Есть ещё одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, — секрет железы кабарги — источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также при болезнях эпилепсии, душевнобольных с депрессией, лечили им и запои.

Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые «оттирки — панты пятнистых оленей. На Руси пантовые «оттирки назначались при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, при параличах Больные пили их с вином и водой при сердечных болезнях.

Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: «любка, «зелие милое, «дар небес и так далее.

Но основное место в древнерусской медицине занимали лекарства растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и ревматические болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. Его принимали в уксусе на ночь.

Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения хронических больных.

В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др. В «Киево-Печерском патерике (16 в.) упоминаются сенна и ревень, которые употреблялись в качестве слабительных средств.

Однако непросто было сохранить лечебники и травники. Держать их у себя дома было небезопасно. На такого человека могли написать донос, судить, всё имущество забрать в казну, а человека сослать в какой-нибудь отдалённый монастырь. И таких случаев на Руси было немало.

Несмотря на это, лечебники и травники продолжали тайно хранить во многих домах, благодаря чему мы и имеем представление о многих элементах народной медицины Древней Руси.

В лечебниках русской медицины большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа. Особый «авторитет имело все семейство луковых, а в особенности чеснок и лук. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях.

Хирургия Руси

В рукописных лечебниках раны различались «стреляные, «сеченые и «колотые, причем особое внимание обращалось не на «свежие раны, а на часто встречавшиеся осложнения — «старые, долго не заживавшие раны. Преобладали консервативные методы лечения, с использованием различных мазей. Для перевязки использовались или высушенные мицелии гриба, «губы дождевки, или «древесный мох, собранный преимущественно «с дерев благовонных: этот мох считался, кроме того, хорошим гемостатиком, Раны и язвы орошали разными целебными жидкостями. Использовали примочки и промывания. Применяли присыпки, окуривание ран дымом. Глубокие раны («фистилы) подвергали спринцеванию. В большом ходу были «леваши — пластыри, а также непосредственное прикладывание к ранам различных частей свежих целебных растений. Вообще растительные лекарства, вместе с веществами химической природы (минералами, солями тяжелых металлов, некоторыми сложными органическими веществами), составляли тогда (да и потом тоже) основной арсенал использовавшихся средств лечения.

Так называемая «массовая хирургическая помощь в средневековой России тогда не намного отличалась от таковой в странах Европы. Например, ампутации конечностей («оттирания), о которых в летописях упоминалось «попутно, мимоходом, — эти сложнейшие по тем временам операции хотя и нечасто, но все-таки производились русскими резалниками, об этом сохранились исторические свидетельства. Раз делали средневековые лечцы «сшивание ран — значит, использовали они и соответствующие инструменты и приспособления (иглы, нити и пр.). Операции производили «на лавке лекарской (операционном столе). Для транспортировки раненых с переломами конечностей и их лечения применяли шины из различных подручных предметов — об этом тоже упоминалось в летописях. Не было, правда, у нас тогда профессоров хирургии — так и в Западной Европе, несмотря на многовековое существование университетов, они насчитывались буквально единицами. Не было и «братств хирургов — только потому, что разделение медицины и хирургии было неведомо в России ни тогда, ни потом….

Чем не болели наши предки?

А ведь и в те времена был грипп, да только называли его как-то иначе. А вот как — неизвестно.

Обозначение болезней и симптомов преимущественно через славянскую лексику свидетельствует об очень древней основе частной патологии. Из внутренних болезней отмечены: златяница (желтуха), камчюг (артриты), усови (плеврит), вдушь (астма). К нервно — душевным относились точение пены, или падучая немочь (эпилепсия), расслабление (параличи). Прокажением именовали болезни типа волчанки, лепры и другие кожные невзгоды.

Из инфекционных хорошо знали сухотку (чахотку), огневую (сыпной тиф). Трясця (малярия) описана в форме вседневной, черездневной и «квартано» (четырехдневной). К группе гибельных моров причислялись утроба кровавая (дизентерия), чума легочная, мозолие (бубонная чума), возуглие, или прищ горющ (сибирская язва), жаба горляная и многие другие.

Семь секретов здоровья: как в старину казахи болезни лечили

«У нас, у казахов, только две причины болезней: либо «Көз тиді» (сглазили), либо «Суық тиді» (простыл)», – шутят жители Казахстана. Лечиться зачастую предлагают дедовскими методами – адраспаном (многолетнее травянистое растение со специфическим резким запахом) или же құйрық маймен (курдючным жиром). Между тем, в каждой шутке есть только доля шутки, а древние рецепты казахов с удовольствием переняли китайские лекари.

«У казахов есть два родственных племени – уаки и кереи. Еще в XIV веке их представителями была составлена книга о народных методах лечения, каким-то образом эта книга попала в Китай и была переведена на китайский язык. Но китайцы честно ссылаются в ней на наш народ», – рассказывает заведующий кафедрой профилактической медицины и питания медицинского университета «Астана» доктор медицинских наук Ерболат Даленов. В течение нескольких лет профессор вместе со своими коллегами переводил эти труды снова на казахский язык. Сейчас книга, состоящая из 507 страниц, готовится к изданию.

Мелков А.Л. Семейный портрет. Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год

Древняя народная медицина у казахов возникла на основе практического опыта многих поколений. Казахские лекари использовали разные способы, чтобы предотвратить болезнь или же вылечить ее. Но лечили при этом не наобум, а ставя точный диагноз. «Только по пульсу больного наши предки могли диагностировать 160 различных болезней! Они отличали 17 видов кашля и каждый лечили по-своему», – говорит академик Даленов.

Мать с дочерью и сыном в праздничных костюмах. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.

1. Питание

Традиционная казахская кухня жителям Европы покажется слишком тяжелой и жирной. Но для древних кочевников она была жизненно необходима. Мясо, жирные молочные продукты помогали долго сохранять энергию и тепло. Еще древнегреческий ученый Геродот, описывая быт скифов, сообщил об удивительном напитке – кумысе, приготовленном из кобыльего молока. Кумыс, шубат, айран и другие кисломолочные напитки не только помогали организму ощелачиваться и восстанавливать баланс после большого количества мяса, но и боролись с такими заболеваниями, как туберкулез, анемия и так далее.

В холодное время года казахи часто использовали баранину. В восточной медицине она считается едой огня, дающей человеку тепло. Для того чтобы выгнать холод из тела, использовали бульоны, баранье мясо, курдюк. Кстати, ученые доказали, что такая диета помогает успешно справляться даже с грозным коронавирусом.

Поляков И.С. Семья в Семипалатинской области в традиционных костюмах, 1879 год

«Известно, что коронавирус сильнее всего атакует легкие, сжигает внутренний сурфактантный слой альвеол. А это защитный липидный слой, который в норме не дает альвеолам смыкаться. Чтобы защитить его, необходим животный жир, это может быть бульон, курдючный жир, казы, сливочное масло. Даже туберкулез наши предки лечили барсучьим жиром», – рассказывает Ерболат Даленов.

Кстати, курдючный жир нашел свое применение и в массаже, так как обладает согревающими свойствами. Даже сейчас многие могут вспомнить, как в детстве при кашле мамы или бабушки натирали их этим «пахучим лекарством», тепло укутывали и затем укладывали спать. И такая терапия давала свои результаты!

Мелков А.Л. Группа детей, Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

2. Травы

Казахи, кочуя круглый год, хорошо знали, что растет в их степях, и успешно использовали целебные свойства растений. 550 лет назад знаменитый казахский травник лекарь Тлеукабыл-баба написал трактат о лечебных травах. Он изучил травы во всех регионах казахской земли и лечил многие болезни вплоть до рака. Его трактаты стали основой открывшегося в Китае в медицинском университете Синьцзян-Уйгурского автономного района факультета казахской медицины, по его рецептам научно разрабатываются лекарства из трав.

Условно все лекарственные растения, применяемые казахами для лечения, делились на крепительные, освежающие, согревающие и слабительные. До наших дней дошли рецепты приготовления лекарств на основе ревеня, которые применялись при лечении заболеваний брюшных органов, аира – для лечения хронической диареи, можжевельника – для лечения системы мочеиспускания.

Мелков А.Л. Молодушки (молодые замужние женщины). Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год

Народная казахская медицина также знала о лекарственных свойствах кузьмичевой травы (по-казахски – «кылша»), почечуйной травы («кымыздык»), девясила («карандыз»). При сухом кашле больному давали настой, приготовленный на основе солодкового корня («мия»), при обычном кашле – настой стручкового перца («шар-дар»). В редких случаях использовались и белена, и чилибуха, и прочие опасные растения.

Одним из значимых приобретений современной науки, полученным из кладовой казахской медицины, является противоглистное средство – фитварная полынь («дармине»), соцветия которой издревле применялись казахами для лечения гельминтоза. Сейчас полынь изучают в качестве средства для борьбы с онкологическими заболеваниями.

Адраспан, или гармала обыкновенная, применялся как антиспастическое, снотворное, противорвотное и глистогонное средство. Некоторые верят, что, окуривая им помещение, избавляются от порчи и зла, но на самом деле его дым убивает микробы и вирусы. По сведениям врача Г.А. Колосова, в конце XIX – начале ХХ вв. в Туркестанском крае широко применялись 227 лекарственных средств растительного происхождения.

Туполев Ф. Султан Исим Букеев с двумя женами. Казахи. Конец XIX – начало XX вв.

3. Костоправство

Искусство казахских костоправов (сыныкшы) общеизвестно. О них писали многие исследователи. Костоправы могли легко и безошибочно вправить любые переломы конечностей, ключицы и даже бедра, а также всевозможные суставные вывихи, растяжения. Шину держали для фиксации переломов, а это зависело от характера переломов и от возраста человека. Перед тем, как сопоставить кости, человека обезболивали с помощью травяных отваров. В качестве шин использовали дерево, оно помогало сохранять тепло. Сверху травмированное место укутывали кошмой. Это помогало улучшить циркуляцию крови.

4. Массаж

В казахской медицине активно использовались различные виды массажа. Один из них – массаж «Узу». Буквально это переводится как «разрывать». Массажисты находили спазмированные мышцы с нарушением циркуляции крови и восстанавливали кровоток, лимфоток, прохождение нервных импульсов, тем самым улучшали питание мышцы. Массаж мог быть глубоким или поверхностным. Применялся при патологиях опорно-двигательного аппарата, при позвоночной грыже, ишемии, при простудных заболеваниях.

Другой вид массажа – «Ос – ос» (в переводе «Расти – расти») делали детям до одного года. Малышей разминали, чтобы их костно-мышечная система правильно формировалась.

Бедняки. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.

5. Кровопускание

Нередко казахи прибегали к этому методу. Использовали пиявок, которые высасывали «испорченную кровь» из организма, или инструментальный метод. Определенное количество крови выпускали из капилляров и небольших вен – височной, лобной, локтевой, тыла кисти, подъязычной. Для остановки кровотечения сыпали свежую золу на раны или же прикладывали обожженный кусок старой кошмы. Таким образом дезинфицировали рану, кровь спекалась и останавливалась.

«Даже мой дед занимался кровопусканием. В крови и в лимфе скапливаются токсические вещества, отходы, поэтому это своеобразная чистка организма, которая запускает процессы кроветворения и повышает иммунитет. Кровь выпускают дозировано, 100-200, максимум 300 мл. Костный мозг получает сигнал и начинает усиленно вырабатывать новые клетки – эритроциты, лимфоциты», – объясняет Ерболат Даленов.

Показания к кровопусканию могут быть разные – интоксикация, атеросклероз, гипертония, головные боли. Сейчас эта техника становится все популярнее в Казахстане и называется «хиджама». Но направо-налево применять ее профессор Даленов все же не советует, говорит, что подходить ко всему нужно грамотно.

Поляков И.С. Семья в Семипалатинской области в традиционных костюмах, 1879 год.

Дудин С.М. Дуана (юродивый, предсказатель) на Куяндинской ярмарке. Казахстан, 1899 год

6. Лечение гипнозом и звуком

К этому виду лечения у многих скептическое отношение. Практически в каждом ауле были свои шаманы – баксы. Конечно, среди них было немало самозванцев и шарлатанов, но были и те, кто действительно давал шанс на жизнь, казалось бы, безнадежным больным.

Когда шаман играл на кобызе, люди расслаблялись, а игра на домбре, наоборот, поднимала настроение. Лечение напоминало спиритический сеанс, когда с помощью музыки, пения, ритуалов с огнем вызывались духи предков. Якобы они слетались именно на звуки кобыза. В трансе баксы отправлялся в другие миры на поиски души больного. Кстати, по некоторым версиям, слово «баксы» произошло от общетюркского корня «бак», что значит «смотреть, видеть». То есть значение слова – «высматривающий душу больного». Такие методы помогали улучшить качество жизни при патологиях нервной системы, эпилепсии.

Мелков А.Л. Мужчина рода Найман. Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год

7. Профилактика генетических заболеваний

Каждый раз, выбирая своим детям спутника жизни, казахи справлялись, из какого он рода. Кровосмешение сулило высокий риск генетический заболеваний, поэтому не допускались браки между близкими родственниками. А близкими считались все родные до седьмого колена, поэтому не зря каждый казах должен был знать наизусть свое шежире – родословную. Преступивших это неукоснительное правило ждало суровое наказание. Современные генетики в этом абсолютно солидарны с предками.

Поляков И.С. Групповой портрет учащихся. Казахстан, Семипалатинская обл., 1879 год

Безусловно, на казахскую медицину влияние оказывали методы других восточных лекарей, к примеру, таких как Авиценна. В казахский язык вошло очень много «медицинских» слов и терминов арабского и персидского происхождения, как, например, «аруах» – дух предков (перс.), «ауа» – воздух (араб.), «жан» – душа (перс.), «дэрi» – лекарство (перс.) и т.д. И тем не менее у народных лекарей имелись свои, оригинальные методы и средства профилактики и лечения, которые по крупицам собирались и передавались из поколения в поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *