Миограмма на ЭЭГ

Миограмма на ээг что это

Что такое ЭКГ, ЭМГ, ЭЭГ?

ЭКГ — это электрокардиограмма, запись электрических сигналов сердца. То, что в сердце при возбуждении возникает разность потенциалов, было показано еще в 1856 г., в эпоху Дюбуа-Реймона.

Опыт, доказывающий это, был поставлен Келликером и Мюллером точно по рецепту Гальвани: на изолированное сердце клался нерв, идущий к лапке лягушки, и этот «живой вольтметр» отвечал вздрагиванием лапки на каждое сокращение сердца.

С появлением чувствительных электроизмерительных приборов стало возможным улавливать электрические сигналы работающего сердца, прикладывая электроды не прямо к сердечной мышце, а к коже.

В 1887 г. впервые удалось зарегистрировать таким способом ЭКГ человека, Это было сделано английским ученым А. Уоллером с помощью капиллярного электрометра (Основу этого прибора составлял тонкий капилляр, в котором ртуть граничила с серной кислотой. При пропускании тока через такой капилляр поверхностное натяжение на границе жидкостей менялось и мениск смещался по капилляру.)

Этот прибор был неудобен в использовании и широкое применение электрокардиографии началось позже, после появления в 1903 г. более совершенного прибора — струнного гальванометра Эйнтховена. (Работа этого прибора основана на движении проводника с током в магнитном поле.

Роль проводника играла посеребренная кварцевая нить диаметром в несколько микрометров, туго натянутая в магнитном поле. При пропускании по этой струне тока она слегка изгибалась. Эти отклонения наблюдались с помощью микроскопа.

Прибор обладал малой инерцией и позволял регистрировать быстрые электрические процессы.)

После появления этого прибора в ряде лабораторий начали детально изучать, чем отличается ЭКГ здорового сердца и сердца при разных заболеваниях. За эти работы В. Эйнтховен получил в 1924 г. Нобелевскую премию, а советский ученый А. Ф.

Самойлов, много сделавший для развития электрокардиографии, получил в 1930 г. Ленинскую премию.

В результате следующего шага в развитии техники (появления электронных усилителей и самописцев) электрокардиографы стали использоваться в каждой крупной больнице.

Какова природа ЭКГ?

При возбуждении любого нервного или мышечного волокна ток в одних его участках втекает через мембрану внутрь волокна, а в других — вытекает наружу. При этом ток обязательно течет по наружной среде, окружающей волокно, и создает в этой среде разность потенциалов. Это позволяет регистрировать возбуждение волокна с помощью внеклеточных электродов, не проникая внутрь клетки.

Сердце — это достаточно мощная мышца. В ней синхронно возбуждается много волокон, и в среде, окружающей сердце, течет достаточно сильный ток, который даже на поверхности тела создает разности потенциалов порядка 1 мВ.

Для того чтобы больше узнать по ЭКГ о состоянии сердца врачи записывают много кривых между разными точками тела, Для понимания этих кривых нужен большой опыт.

С появлением вычислительной техники стало возможным в значительной мере автоматизировать процесс «чтения» ЭКГ.

ЭВМ сравнивает ЭКГ данного больного с образцами, хранящимися в ее памяти, и выдает врачу предполагаемый диагноз (или несколько возможных диагнозов).

Сейчас возникло много и других новых подходов к анализу ЭКГ. Очень интересным представляется такой. По по зарегистрированным с многих точек тела, и их изменению во времени можно рассчитать, как движется волна возбуждения по сердцу и какие участки сердца стали невозбудимы (например, поражены инфарктом). Расчеты эти весьма трудоемки, но они стали возможны с появлением ЭВМ.

Такой подход к анализу ЭКГ был развит сотрудником Института проблем передачи информации АН СССР Л. И. Титомиром. Вместо многих кривых, в которых трудно разобраться, вычислительная машина рисует на экране сердце и распространение возбуждения по его отделам. Можно прямо видеть, в какой области сердца возбуждение идет медленнее, какие участки сердца вообще не возбуждаются и т. д.

Потенциалы сердца были использованы в медицине не только для диагностики, но и для управления медицинской аппаратурой. Представьте себе, что врачу необходимо сделать рентгеновские снимки сердца в разные фазы его цикла, т. е.

в момент максимального сокращения, максимального расслабления и т.д. Это бывает необходимо при некоторых заболеваниях.

Но как поймать момент наибольшего сокращения? Приходится делать много снимков в надежде, что один из них попадет в нужную фазу.

И вот советские ученые В, С. Гурфинкель, В. Б, Малкин и М. Л. Цетлин решили включать рентгеновскую аппаратуру от зубца ЭКГ. Для этого потребовалось не очень сложное электронное устройство, которое включало съемку с заданной задержкой относительно зубца ЭКГ.

Остроумное само по себе решение задачи особенно интресно тем, что это было одно из первых (ныне многочисленных) устройств, в которых естественные потенциалы организма управляют теми или иными искусственными устройствами; эта область техники получила название биоуправления.

Скелетные мышцы тела тоже генерируют потенциалы, которые можно регистрировать с поверхности кожи. Однако для этого требуется более совершенная аппаратура, чем для регистрации ЭКГ. Отдельные мышечные волокна обычно работают асинхронно, их сигналы, накладываясь друг на друга, частично компенсируются, и в результате получаются меньшие потенциалы, чем в случае ЭКГ.

Электрическая активность скелетной мышцы называется электромиограммой — ЭМГ. Впервые потенциалы мышечных волокон человека обнаружил, прослушивая их с помощью телефонного аппарата, русский ученый Н. Е. Введенский еще в 1882 г.

В 1907 г. немецкий ученый Г. Пипер использовал для их объективной регистрации струнный гальванометр. Однако это был сложный и трудоемкий метод. Только после того как в 1923 г. появился катодный осциллограф и электронная техника, электромиография стала усиленно развиваться. Сейчас ее широко применяют в науке, в медицине, в спорте, а также для биоуправления.

Одно из первых замечательных применений биоуправления с помощью ЭМГ — создание протезов для людей, потерявших руку. Такие протезы впервые были созданы в нашей стране.

А что такое ЭЭГ?

Это электроэнцефалограмма, т. е. электрическая активность мозга, колебания потенциала, создаваемые работой нейронов мозга и регистрируемые прямо с поверхности головы.

Нервные клетки, как и мышечные волокна, работают неодновременно: когда одни из них создают на поверхности кожи положительный потенциал, другие создают отрицательный. Взаимная компенсация потенциалов тут еще сильнее, чем в случае ЭМГ.

В результате амплитуда ЭЭГ примерно в сто раз меньше, чем ЭКГ, поэтому их регистрация требует более чувствительной аппаратуры.

Впервые ЭЭГ была зарегистрирована русским ученым В, В. Правдич-Немским на собаках с помощью струнного гальванометра. Он вводил собакам кураре, чтобы более сильные мышечные токи не мешали регистрации токов мозга.

В 1924 г. немецкий психиатр Г. Бергер начал в Йенском университете изучение ЭЭГ человека.

Он описал периодические колебания потенциалов мозга, имеющие частоту около 10 Гц, которые называют альфа-ритмом, Он же впервые зарегистрировал ЭЭГ «человека при припадке эпилепсии и пришел к выводу, что Гальвани был прав, предполагая, что при эпилепсии в нервной системе возникает участок, где токи особенно сильны (клетки там непрерывно возбуждаются с большой частотой).

Поскольку речь шла об очень слабых потенциалах, зарегистрированных малоизвестным врачом, результаты Бергера долго не привлекали внимания; он сам опубликовал их только через 5 лет после сделанного открытия. И только после того как в 1930 г. их подтвердили знаменитые английские ученые Эдриан и Мэтьюс, на них была «…

поставлена печать академического одобрения», по выражению Г. Уолтера, английского ученого, который занимался клиническими аспектами ЭЭГ в лаборатории Голла.

В этой лаборатории были разработаны методы, которые позволяли по ЭЭГ определять местоположение опухоли или кровоизлияния в мозгу, подобно тому, как ранее научились по ЭКГ определять место инфаркта в сердце.

В дальнейшем кроме альфа-ритма были открыты и другие ритмы мозга, в частности ритмы, связанные с разными типами сна. Существует масса проектов биоуправления с помощью ЭЭГ.

Например, если у водителя все время регистрировать ЭЭГ, то можно с помощью ЭВМ определить момент, кода он начинает дремать, и будить его.

К сожалению, все такие проекты пока трудно реализовать, так как амплитуда ЭЭГ очень мала.

Кроме ЭЭГ — колебаний потенциала мозга в отсутствие специальных воздействий, существует еще и другая форма потенциалов мозга — вызванные потенциалы (ВП).

Вызванные потенциалы — это электрические реакции, возникающие в ответ на вспышку света, звук и т. д.

Так как на яркую вспышку света отвечают почти одновременно сразу много нейронов мозга, то вызванные потенциалы обычно имеют гораздо большую величину, чем ЭЭГ.

Не случайно они были обнаружены гораздо раньше, чем ЭЭГ (в 1875 г, англичанином Кетоном и независимо от него в 1876 г. русским исследователем В. Я. Данилевским).

С помощью вызванных потенциалов можно решать интересные научные задачи. Например, после вспышки света ответ (ВП) раньше всего возникает в затылочной области мозга. Отсюда можно сделать вывод, что именно в эту область поступают сигналы о свете.

При электрическом раздражении кожи вызванные потенциалы возникают в темной области мозга.

При раздражении кожи руки они возникают в одном месте, кожи ноги — в другом. Можно составить карту таких ответов и эта карта показывает, что поверхность кожи дает проекцию на теменную область коры мозга человека.

Интересно, что при этом проектировании нарушаются некоторые пропорции, например проекция кисти руки оказывается непропорционально большой.

Да это и естественно: о руке мозгу нужна гораздо более подробная информация, чем, например, о спине.

Авторы: Беркинблит М. Б., Глаголева Е. Г.

Миограмма на ээг что это такое

Мозг » Диагностика » Миограмма на ээг что это такое

, Добрый день, помогите расшифровать ЭЭГ:
Возраст 3 г. 8 мес. (24.05.2012 г.р.)

Дата исследования 17.01.2016

Длительность исследования 14:52 мин фоновая

Монтаж: монополярный, 16

Фоновая ЭЭГ, бодрствование: на фоне множества двигательных артефактов

регистрируется биоэлектрическая активность, представленная медленноволновой

активностью в виде тета-дельта-волн амплитудой до 100-120 мкВ, включением отдельных

Эпилептиформная активность в виде вспышек острых волн, полипиков в правых лобно-

Межполушарная асимметрия преходящего характера.

Фоновая ЭЭг во время бодрствования с признаками раздражения диэнцефальных

структур и эпилептиформной активности в правой лобно-височно-затылочной

Межполушарная асимметрия преходящего характера.

Станислав, , Добрый день, помогите расшифровать ЭЭГ:
Возраст 3 г. 8 мес. (24.05.2012 г.р.)

Дата исследования 17.01.2016

Длительность исследования 14:52 мин фоновая

Монтаж: монополярный, 16

Фоновая ЭЭГ, бодрствование: на фоне множества двигательных артефактов

регистрируется биоэлектрическая активность, представленная медленноволновой

активностью в виде тета-дельта-волн амплитудой до 100-120 мкВ, включением отдельных

Эпилептиформная активность в виде вспышек острых волн, полипиков в правых лобно-

Межполушарная асимметрия преходящего характера.

Фоновая ЭЭг во время бодрствования с признаками раздражения диэнцефальных

структур и эпилептиформной активности в правой лобно-височно-затылочной

Межполушарная асимметрия преходящего характера.

Здравствуйте! Сделала ЭЭГ, мне выдали заключени, а врач толком ничего не сказал. Объясните пожулуйста.Общая хар-ка ЭЭГ в покое: Наблюдается значительно дезорганизованная альфа-активность в виде групп волн низкой амплитуды, среднего индекса, нерегулярная, наиболее выраженная в правой затылочной и правой переднелобной областях. Модуляции по амплитуде беспорядочные.

Доминирует бета-активность в виде ритма высокого индекса, очень высокой амплитуды, низкой частоты, с фокусом в правой затылочной области(O2). (Возможно присутствие МИОГРАММЫ!)ПОДДИАПАЗОНЫ:Альфа-активность с амплитудой до 22мкВ, индексом до 40% и разбросом частот 8.6-11.9 Гц; имеется значительная амплитудная(больше справа на 86%) ассиметрия.

Бета1-активность с амплитудой до 57мкВ, индексом до 87% и разбросом частот 13-15.8 Гц; имеется значительная амплитудная(больше справа на 85%) ассиметрия.Бета2-активность с амплитудой до 33мкВ, индексом до 22%; имеется незначительная амплитудная (больше слева на 43%) ассиметрия.РЕАКЦИЯ АКТИВАЦИИ: При ОГ, 00:00:32, длит 3 сек, — четкая депресия быстрого варианта альфа ритма.

ЗГ, 00:00:36, длит 15 сек, быстрого варианта альфа ритм не востановился.Изменение ЭЭГ при провоцирующих ФП:По сравнению с фоном произошли значимые(более чем в 3 раза) изменения мощности ритмов ЭЭГ в след. ФП:ФТ-3, 00:00:52, длит 9 сек.Тета активность: произошел переход области выраженности с левой центрально-лобной области(CZ FZ Fp1) к правой затылочно-теменно-центральной области( PZ CZ O2).

Дельта активность: повысилась до значимой; максимальная выраженность в левой переднелобной области (Fp1).ФН-15, 00:01:03 , длит 16 сек,Бета активность: индекс увеличился на 22%; максимальная выраженность в левой лобно-передневисочной, правой затылочной и правой передневисочной областях (T3 O2 F3 T4).

Тета активность: повысилась до значимой; максимальная выраженность в правой передневесочной области(T4). На выбранном фрагменте присутствует окулограмма!ФТ-10, 00:01:34, длит 6 сек, Бета активность: индекс увеличился на 25%; произошел переход области выраженности с правого полушария к левой лобной и правой височной областях (Fp1 T6 F3 T4).

Альфа активность: повысилась до значимой; максимальная выраженность в правой передневисочной области (T4). Тета активность: повысилась до значимой; максимальная выраженность в правой передневисочной области (T4). На выбранном фрагменте присутствует окулограмма!

Заключение: Умеренное нарушениебиоэлектрической активности головного мозга. Пароксизмальная активность не регистрируется. На фоновой ЭЭГ доминирует бета-ритм. При проведении ФП патологических изменений не зарегестрировано.

Есть еще описание ЭЭГ, которое я делала 2 года назад.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Гуляев С.А., Архипенко И.В

Артефакты , получаемые в хoде прoведения электроэнцефалографического иccледoвания ( ЭЭГ ), представляют собой дефекm записи.

Современная электроэнцефалографическая аппаратура регистрирует чрезвычайно малые величины изменений биоэлектрических потенциалов, в связи с чем истинная ЭЭГ-запись может искажатъся вcледcmвие вoздейcmвия разнообразных физических (технических) и/или физиологических артефактов . Hередкo это coздаеm значительные mруднocmи при ее расшифровке и интерпретации.

Целъю даннoй работы поставлена демoнcmрация наиболее характерных артефактов , возникающих при прoведении ЭЭГ-иccледoвания, на примере omдельных записей для повышения знаний врачей, проводящих ЭЭГ-иccледoвания.

В работе показано, что практически все ЭЭГ-артефакты имеют определенные (уникальные) характеристики, позволяющие опытному специалисту omделиmъ их от основной записи. Поэтому даже при проведении иccледoвания на современной диагнocmичеcкoй аппаратуре специалист дoлжен распознавать и отмечать регистрируемые артефакты , прилагая максимальные усилия к их устранению из основной записи ЭЭГ .

Бедный лепет, плохо модулированная речь, смазанная артикуляция

Логопедическое воздействие в случае выявления этих признаков в очень раннем возрасте может быть только косвенным. Родителям даются советы по активизации движений органов артикуляции, стимуляции слуховой системы, поддержки лепетной продукции ребенка. Полезно провести уточняющую диагностику у детского невролога.

Предикторы нарушения функции артикуляционного аппарата:

Как правило, выявляются три группы нарушений —

· Трудности жевания и глотания

· Нарушения подвижности органов артикуляции

· Отсутствие или ослабление контроля за саливацией.

В некоторых случаях трудности в глотании проявляются у новорожденных из-за врожденных дефектов (например, несращения неба различной формы), применения небных протезов или из-за церебральной дисфункции, а иногда они носят функциональный характер и связаны с длительным периодом искусственного вскармливания, что стало чрезвычайно распространено в последнее десятилетие. Отсутствие контроля за проглатыванием слюны или недостаточность речевой моторики проявляются в саливации. Родители замечают, что ребенок слишком часто «пускает слюни». К сожалению, повышенное слюнотечение в сочетании с «вялой» артикуляцией и трудностями жевания и глотания являются «маркерами» наличия в будущем серьезных проблем в артикуляции ребенка.

Прoблемы с приемом пищи и жидкости

· у ребенка появляется рвота при переходе к питанию твердой пищей.

· ребенок выталкивает пищу языком, не удерживает ее между зубами.

· ребенок часто давится, когда пьет из чашки, и жидкость выливается из ротовой полости.

Родителям даются рекомендации по нормализации приема пищи, по подбору адаптированного по консистенции питания, удобного поильника, по формированию навыков опрятности, преодолению негативного отношения к определенным видам продуктов.

Вредные привычки

Кроме того, у ребенка раннего возраста могут сформироваться нежелательные привычки – сосание пальца (или соски в возрасте старше 1 года), ротовое дыхание, полуоткрытый рот. Отмечается нетипичная позиция языка – язык контактирует со слизистой оболочкой нижней губы, язык просовывается между передними зубами, что позже образует интердентальную артикуляцию звуков и приводит к фонетическим нарушениям. Сами по себе эти привычки могут не быть прямо связаны с наличием серьезной речевой патологии. Часто они изначально носят компенсаторный характер при наличии какой-либо соматической причины (частые простудные заболевания), психотравмирующей ситуации в окружении ребенка (ранний выход мамы на работу, скандалы в семье) или имеют подражательный характер, однако со временем вредные привычки станут самостоятельной и чрезвычайно стойкой проблемой, влияющей на речевое развитие ребенка.

Первые признаки заикания:

· Повторение звуков или слогов ( чрезмерная активность )

· Растягивание ( пролонгация) звуков.

· Частое повторение слов.

· Включение слов (паразитов»)

В этих случаях большое значение имеет наличие в семье заикающихся взрослых или родственников. Известно, что риск проявления заикания с возрастом увеличивается и достигает большой остроты к 5-6 годам. Поэтому чрезвычайно важно раннее вмешательство логопеда.

Огромное значение имеет перестройка негативных влияний средовых факторов, влияющих на заикание. В раннем возрасте очень велики шансы на спонтанное преодоление заикания. Очень важно при заикании обратить внимание на биологические факторы риска, в частности на нарушения формирования психомоторного профиля, тип нервной системы ребенка, сопутствующие соматические заболевания.

Недоучет психомоторики, отставание в ее развитии может привести к устойчивому нарушению плавности речи. В связи с этим необходимо исключить насильственную переориентацию леворуких детей в правшей. В отдельных случаях родители могут предупредить развитие леворукости (если ребенок является амбидекстром). С этой целью ребенку с раннего возраста предметы (ложку, игрушки и т.п.) дают в правую руку, прелагают ощупать их, угадать по форме и т.д.

Родителям следует обратить внимание на обстоятельства, усиливающие заикание, наличие страха речи (логофобию), на степень реакции на судорожную речь. Важно как можно раньше отметить и зафиксировать изменения в поведении ребенка после возникновения заикания. Известным специалистом в области заикания, Г.А. Волковой отмечено, что, по мнению родителей (77,3% матерей и 66,7% отцов), у детей появляется упрямство, настойчивость в осуществлении желаний, категоричные просьбы и т.п.

В то же время обнаружено, что заикание ребенка, как правило, возникающее в 2-4 года, изменяет семейный микроклимат, вызывает повышенное внимание родителей к речи ребенка, в особенности в начальный период. Затем психологическая реакция родителей ослабевает, особенно у отцов. В этом состоит специфическая особенность заикания, которое имеет волнообразный или рецидивирующий характер, что и вызывает у родителей ложные надежды на спонтанное преодоление нарушения плавности речи без участия специалистов и коррекционного воздействия.

Большое значение для осознания ответственности родителей за устранения заикания имеют следующие факты:

· В беседе с родителями часто выясняется, что они отмечали с беспокойством некоторые отклонения в нервно-психической сфере ребенка еще до появления заикания (в младенческом возрасте) – беспокойство, тики, ночные страхи, негативизм и другие особенности.

· Многими исследователями отмечено дисгармоническое развитие ребенка, провоцирующее появление заикания, но родители традиционно связывают их с заиканием, подменяя причину и следствие.

· Реакция родителей на поведение заикающегося ребенка не всегда соответствует психологическим и логопедическим рекомендациям.

Известны случаи, когда родители наказывают детей за капризы, за судорожную речь и т.п., что негативно влияет на преодоление нарушения плавности речи. Несогласованность педагогических требований родителей, конфликтные ситуации в семье, низкий социо-культурный уровень двуязычие и другие факторы только усугубляют проявления заикания в раннем возрасте. Нормализация и гармонизация внутрисемейных отношений в семье заикающегося ребенка является одним из важнейших условий преодоления дефекта.

На ранней стадии возникновения заикания возможно устранить речевые запинки без использования специфических методов воздействия, основываясь на нормализации требований к детской речи на раннем этапе ее развития. Изучение разговорной среды, в которой протекает общение ребенка и его сотрудничество со взрослым часто демонстрирует неадекватный возможностям ребенка уровень требований к его речи. Часто взрослые побуждают ребенка к активному использованию сложных образцов речи, порицают его неправильное произношение, поощряют употребление лексики старшего возраста, что приводит к речевой перегрузке незрелой речевой функции. Родители могут косвенно усиливать речевую активность детей, поощряя их выступления перед публикой. Поощряя вербальные успехи детей, родители нередко недооценивают практические навыки детей, их деятельность, что может привести к резонерскому характеру детских высказываний. Родителям требуется большой педагогический такт, чтобы правильно определить допустимые и недопустимые требования к своему ребенку. Необходимо учитывать не только уровень развития речи, но и свойства личности ребенка, особенности его психофизического развития в целом. Поэтому чрезвычайно важно обратиться к специалисту при первых признаках заикания.

При более раннем выявлении речевых нарушений и оказании специализированной логопедической помощи детям создается благоприятная педагогическая ситуация для полного или максимально возможного преодоления речевого нарушения у конкретного ребенка уже в дошкольном возрасте. Это позволяет положительно решать вопрос о возможной школьной интеграции такого ребенка в единую образовательную среду с его нормально развивающимися сверстниками. Однако потенциальные коррекционные перспективы, связанные с возможностью полной интеграции детей, имеющих речевые нарушения, в образовательный процесс массовой школы на деле могут оказаться не столь очевидными. Прежде всего, это связано с тем, что ранее выявление отклонений в развитии речи требует, но, к сожалению, не предопределяет ранее начало коррекционной работы с этими детьми. Очень часто на практике происходит искусственное затягивание с началом педагогического воздействия на речь детей раннего возраста с выраженными проблемами в формировании экспрессивного словаря или первыми признаками неплавности в самостоятельной речи. Это может быть связано как с несвоевременным обращением родителей ребенка за логопедической помощью, попытками «дождаться» спонтанной компенсации имеющегося дефекта, так и с отсутствием специализированных учреждений, в которых ребенку раннего возраста будет оказана необходимая коррекционная поддержка и сопровождение на всех этапах логопедической работы (диагностический, пропедевтический, коррекционный и т.п.).

Основная литература:

1. Методы обследования речи детей // Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.:, 2005.

2. Левина Р.Е. К психологии детской речи (Автономная детская речь) / Нарушения речи и письма у детей // Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2005.

3. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М., 2003.

4. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М., 2006.

Глава 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми с двигательной патологией в первые годы жизни

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. Перинатальные поражения ЦНС объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. По данным разных авторов, перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается до 83,3% случаев.

Раннее поражение мозга обязательно в дальнейшем проявится в той или иной степени нарушенным развитием. Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг, прежде всего и сильнее всего страдает двигательный анализатор. В силу того, что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы.

ПЭП является фактором риска по возникновению у ребенка двигательной патологии. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного анализатора, а также психического, доречевого и речевого развития. С возрастом, при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются, что часто приводит к исходу заболевания в детский церебральный паралич (ДЦП).

Основную массу детей с двигательной патологией составляют дети с церебральным параличом. Однако на первом году жизни диагноз «детский церебральный паралич» ставится только тем детям, у которых ярко выражены тяжелые двигательные расстройства: нарушения тонуса мышц, ограничение их подвижности, патологические тонические рефлексы, непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы и тремор), нарушения координации движений и т.д. Остальным детям с церебральной патологией ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия; синдром церебрального паралича (или синдром двигательных расстройств)».

У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными навыками: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом — минимальные. Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут быть минимальными, а при легких двигательных расстройствах встречаются тяжелые нарушения психики и речи.

Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении двигательной церебральной патологии. Исследования К.А.Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой показывают, что при условии ранней диагностики – не позднее 4-6-месячного возраста ребенка – и раннего начала адекватного систематического медико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с двигательной церебральной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых нарушений является более вероятным.

В настоящее время существуют эффективные методы клинической диагностики ПЭП на первом году жизни. При выявлении нарушений психомоторного развития, свидетельствующих о поражении головного мозга, необходимо организовать работу по их преодолению. Ведущую роль при этом играет врач-невропатолог. Он назначает восстановительное лечение, дает рекомендации по режиму. Но важная роль принадлежит также инструктору ЛФК, педагогу-дефектологу, логопеду и, конечно, родителям.

Как проводится диагностика эпилепсии?

Полное медицинское обследование включает в себя сбор информации о жизни больного, развитии болезни и, самое главное, очень подробное описание приступов, а также состояний, им предшествующих, самим больным и очевидцами приступов. Если приступы возникли у ребенка, то врача будет интересовать течение беременности и родов у матери. Обязательно проводится общее и неврологическое обследование, электроэнцефалография. К специальным неврологическим исследованиям относится ядерно-магниторезонансная томография и компьютерная томография. Главная задача обследования – это выявление текущих заболеваний организма или головного мозга, которые могли послужить причиной возникновения приступов.

Что такое электроэнцефалография (ЭЭГ)?
С помощью этого метода регистрируется электрическая активность клеток мозга. Это самое важное исследование при диагностике эпилепсии. ЭЭГ проводится сразу же после появления первых приступов. При эпилепсии на ЭЭГ появляются специфические изменения (эпилептическая активность) в виде разрядов острых волн и пиков более высокой амплитуды, чем обычные волны. При генерализованных приступах на ЭЭГ отмечаются группы генерализованных комплексов пик-волна во всех областях мозга. При очаговой эпилепсии изменения выявляются только на определенных, ограниченных участках мозга. Специалист на основании данных ЭЭГ может установить, какие изменения произошли в мозге, уточнить тип приступов, и, исходя из этого, определить, какие препараты будут предпочтительны при лечении. Также с помощью ЭЭГ осуществляется контроль эффективности проводимого лечения (особенно важно при абсансах), и решается вопрос о прекращении лечения.

Как проводится ЭЭГ?
ЭЭГ – это совершенно безвредное и безболезненное исследование. Для его проведения к голове прикладываются и закрепляются на ней при помощи резинового шлема маленькие электроды. Электроды с помощью проводов подключаются к электроэнцефалографу, который усиливает в 100 тысяч раз полученные с них электрические сигналы клеток головного мозга, записывает их на бумагу или вводит показания в компьютер. Пациент во время исследования лежит, или сидит в удобном диагностическом кресле, будучи расслабленным, с закрытыми глазами. Обычно при снятии ЭЭГ проводятся так называемые функциональные пробы (фотостимуляция и гипервентиляция), представляющие собой провокационные нагрузки на мозг посредством яркого светового мелькания и усиленной дыхательной активности. Если во время ЭЭГ начался приступ (это бывает очень редко), то качество обследования намного возрастает, так как в этом случае удается более точно установить область нарушенной электрической активности мозга.

Являются ли изменения на ЭЭГ основанием для выявления или исключения эпилепсии?
Многие изменения на ЭЭГ являются неспецифическими и представляют лишь вспомогательную информацию для эпилептолога. Только на основании выявленных изменений электрической активности клеток мозга нельзя говорить об эпилепсии, и, наоборот, нельзя исключить этот диагноз при нормальной ЭЭГ, если имеют место эпилептические приступы. Эпилептическая активность на ЭЭГ регулярно выявляется только у 20-30% людей с эпилепсией.

Необходимо постоянно иметь ввиду, что интерпретация изменений биоэлектрической активности мозга – это, в какой-то мере, искусство. Изменения, похожие на эпилептическую активность, могут быть вызваны движением глаз, глотанием, пульсацией сосудов, дыханием, движением электрода, электростатическим разрядом и другими внемозговыми причинами. Кроме того, электроэнцефалографист должен учитывать возраст пациента, так как ЭЭГ детей и подростков значительно отличается от электроэнцефалограммы взрослых.

Что такое проба с гипервентиляцией?
Это частое и глубокое дыхание в течение 1-3 минут. Гипервентиляция вызывает выраженные обменные изменения в веществе мозга за счет интенсивного выведения углекислоты (алкалоз), которые, в свою очередь, способствуют появлению эпилептической активности на ЭЭГ у людей с приступами. Гипервентиляция во время записи ЭЭГ позволяет выявить скрытые эпилептические изменения и уточнить характер эпилептических приступов.

Что такое ЭЭГ с фотостимуляцией?
Эта проба основана на том, что световые мелькания у некоторых людей с эпилепсией могут вызывать приступы. Во время записи ЭЭГ перед глазами исследуемого пациента ритмично (10-20 раз в секунду) вспыхивает яркий свет. Выявление эпилептической активности во время фотостимуляции (фотосенситивная эпилептическая активность) позволяет врачу выбрать наиболее правильную тактику лечения.

Для чего проводится ЭЭГ с депривацией сна?
Депривация (лишение) сна в течение 24-48 часов перед ЭЭГ проводится для выявления скрытой эпилептической активности в сложных для распознавания случаях эпилепсии.

Лишение сна является довольно сильным провоцирующим приступы фактором. Следует применять эту пробу только под руководством опытного врача.

Что такое ЭЭГ во сне?
Как известно, при определенных формах эпилепсии изменения на ЭЭГ сильнее выражены, а порой только и способны быть уловимы при проведении исследования во сне. Запись ЭЭГ во время сна позволяет обнаружить эпилептическую активность у большей части тех больных, у которых в дневное время она не выявлялась даже под влиянием обычных провокационных проб. Но, к сожалению, для подобного исследования необходимы специальные условия и подготовленность медицинского персонала, что ограничивает широкое применение этого метода. Особенно сложно его проведение у детей.

Правильно ли не принимать противоэпилептические препараты перед ЭЭГ?Этого не следует делать. Резкое прекращение приема препаратов провоцирует приступы и даже может вызвать эпилептический статус.

Когда используется видео-ЭЭГ?
Это очень сложное исследование проводится в тех случаях, когда трудно бывает определить тип эпилептического приступа, а также при дифференциальной диагностике псевдоприступов. Видео-ЭЭГ представляет собой видеозапись картины приступа, часто во время сна, с одновременной регистрацией ЭЭГ. Это исследование проводят только в специализированных медицинских центрах.

Для чего проводится картирование мозга?
Эта разновидность ЭЭГ с компьютерным анализом электрической активности клеток головного мозга обычно проводится в научных целях.. Применение данного метода при эпилепсии ограничено выявлением лишь очаговых изменений.

Вредна ли ЭЭГ для здоровья?
Электроэнцефалография – это абсолютно безвредное и безболезненное исследование. ЭЭГ не связана с каким-либо воздействием на мозг. Это исследование можно проводить настолько часто, насколько это необходимо. Проведение ЭЭГ вызывает лишь небольшое неудобство, связанное с надеванием шлема на голову и легким головокружением, которое может появляться во время гипервентиляции.

Зависят ли результаты ЭЭГ от того, на каком аппарате проводится исследование?
Аппараты для проведения ЭЭГ – электроэнцефалографы, производимые различными фирмами, принципиально не отличаются друг от друга. Их различие состоит только в уровне технического сервиса для специалистов и в количестве каналов регистрации (используемых электродов). Результаты ЭЭГ в большей степени зависят от квалификации и опыта специалиста, проводящего исследование и анализ полученных данных.

Как подготовить ребенка к ЭЭГ?
Ребенку необходимо объяснить, что его ждет во время исследования, и убедить в его безболезненности. Ребенок перед исследованием не должен испытывать чувства голода. Голова должна быть чисто вымыта. С маленькими детьми необходимо накануне потренироваться в надевании шлема и пребывании в неподвижном состоянии с закрытыми глазами (можно инсценировать игру в космонавта или танкиста), а также научить глубоко и часто дышать под команды «вдох» и «выдох».

Компьютерная томография
Компьютерная томография (КТ) – это метод исследования мозга с помощью радиоактивного (рентгеновского) излучения. Во время исследования проводится серия снимков мозга в различных плоскостях, что позволяет, в отличие от обычной рентгенографии, получить изображение мозга в трех измерениях. КТ позволяет выявлять структурные изменения в головном мозге (опухоли, кальцификаты, атрофии, гидроцефалии, кисты и др.).

Однако, данные КТ могут не иметь информативной значимости при отдельных видах приступов, к которым относятся, в частности:

любые эпилептические приступы в течение длительного времени, особенно у детей;
генерализованные эпилептические приступы с отсутствием очаговых изменений на ЭЭГ и указаний на поражение мозга при неврологическом обследовании.

Магнитно-резонансная томография
Магнитно-резонансная томография является одним из наиболее точных методов диагностики структурных изменений головного мозга.

Ядерно-магнитный резонанс (ЯМР) – это физическое явление, основанное на свойствах некоторых атомных ядер при помещении их в сильное магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса. По своим диагностическим возможностям ЯМР превосходит компьютерную томографию.

К основным недостаткам обычно относят:

низкая достоверность выявления кальцификатов;
высокая стоимость;
невозможность обследования больных с клаустрофобией (боязнь замкнутого пространства), искусственными водителями ритма (кардиостимулятор), крупными металлическими имплантантами из немедицинских металлов.

Нужно ли медицинское обследование в тех случаях, когда приступов уже нет?
Если у человека с эпилепсией приступы прекратились, а препараты еще не отменены, то ему рекомендуется проводить контрольное общее и неврологическое обследование не реже одного раза в шесть месяцев. Это особенно важно для контроля побочного действия противоэпилептических препаратов. Обычно проверяется состояние печени, лимфатических узлов, десен, волос, а также проводятся лабораторные анализы крови и печеночные пробы. Кроме того, иногда бывает необходимо контролировать количество противосудорожных препаратов в крови. Неврологическое обследование при этом включает в себя традиционный осмотр невролога и проведение ЭЭГ.

Изменения ЭЭГ при эпилепсии

Эпилептиформная активность объе­диняет определенные типы колеба­ний, характерные для пациентов, страдающих эпилепсией.

Спайк представляет собой резкий всплеск острой формы длительностью до 70 мс и ампли­тудой >100 мкВ. Спайки часто груп­пируются в короткие или более длин­ные пачки, образуя феномен, нося­щий название «множественные спай­ки».

Острые волны по сути аналогичны спайкам, но имеют частотные харак­теристики ά-ритма.

Спайк-волна — это комплекс, воз­никающий от комбинации спайка с медленной волной и имеющий высо­кую амплитуду. Спайк-волны могут следовать сериями повторяющихся и почти идентичных стереотипов. Час­тота генерализованных пик-волновых комплексов более 3 Гц характерна для типичных абсансов, менее 3 Гц — для атипичных.

Острая—медленная волна представ­ляет собой комплекс, который напо­минает по форме спайк-волну, но имеет большую длительность и состо­ит из острой волны и следующей за ней медленной волны. Эти комплек­сы характерны для симптоматических форм эпилепсии.

На рис. 12 представлена ЭКоГ больного с опухолью височ­ной доли мозга. Непосредственно с опухоли (отведения 1—2, 1—6, 2—7) регистрируются грубые растянутые медленные вол­ны, чередующиеся с периодами биоэлектрического молчания; с окружающей опухоль мозговой ткани, отведения 2—3; 7—8; 3—8) — медленные волны меньшего периода и большей амп­литуды.

При ряде заболеваний (эпилепсия) с целью получения бо­лее достоверной информации о локализации и структуре пато­логически измененной биоэлектрической активности мозга запись последней осуществляется с погруженных в глубинные структуры мозга электродов. В этом случае метод называется электросубкортикография (ЭСКоГ). Примеры электросубкор-тикограмм представлены на рис. 13 и рис. 14.

Рис. 13 демонстрирует эпилептическую активность, источником которой является гиппокамп и височная кора правого полушария с последующим включением миндалевидного ядра.

На рис. 14 эпилептическая активность носит генерализован­ный характер с одновременным включением в эпилептический разряд глубинных структур обоих полушарий мозга.

Вызванные потенциалы. Преимущества метода вызван­ных потенциалов по сравнению со спонтанной ЭЭГ заклю­чаются в том, что они позволяют непосредственно выяснить, в какие образования мозга адресуются афферентные сигналы и какие системы мозга участвуют в их модуляции и обработке.

Он позволяет оценивать функциональное состояние образований мозга, связанных с проведением и обработкой афферентного сигнала определенной модальности в отличие от электроэнцефалограммы, дающей представление о функ­ционировании мозга в целом как единой системы. Каждый из методов ВП имеет область применения. в которой он обладает максимальной информативностью: так например, зрительный ВП используют при поражении образований зрительного анализатора, длиннолатентный соматосенсорный ВП — при патологических процессах полушарной локализации и т.д. Кроме того, корковые вызванные потенциалы любой модальности позволяют оценить функцио­нальное состояние структур лимбико-ретикулярного комплекса, поскольку отражают процесс обра­ботки афферентного сигнала этими образованиями. Коротко-латентный соматосенсорный ВП приме­няют главным образом для диагностики наруше­ний проведения по спинному мозгу, для интраоперационного мониторинга.

Метод стволового акустического ВП (САВП) обладает определенной универсальностью, так как связан с проведением сигнала по слуховым ство­ловым путям и может быть использован в диа­гностических целях при поражениях мозга различ­ной этиологии, сопровождающихся вовлечением в патологический процесс стволовых образований.

Эффективность использования метода вызванных потенциалов для оценки закономерностей функционирования нейронных популяций головного мозга в норме и в условиях патологии определяется существующими представлениями о генезе их составляющих. Они приобрели в последнее время не только научно-исследовательское, но и большое практическое значение в диагностике различной неврологической патологии.

Анализируются преимущественно временные параметры ответа (пиковая латентность отдельных компонентов, межпиковые интервалы).

Рис. 15 Тригеминальные вызванные потенциалы во время приступа боли.

Эхоэнцефалография. Метод ультразвуковой эхоэнцефалографии (ЭхоЭГ) основан на использовании в диагностических целях ультразвуковых колебаний, которые способны распростра­няться в жидких, твердых и газообразных телах. При распро­странении ультразвуковых волн через черепные покровы, моз­говое вещество и цереброспинальную жидкость имеет место их отражение на границе раздела сред с различными физически­ми свойствами. Отраженные ультразвуковые колебания реги­стрируются на экране эхоэнцефалографа в виде вертикальных импульсов — эхосигналов.

Методика исследования сводится к следующему. Ультразвуковой датчик прикладывается к поверхности головы в лобно-височной области, т. е. месте проекции III желудочка на бок­вую поверхность черепа. Перемещая датчик несколько кпереди или кзади от этой точки, можно получить отраженные сигналы от прозрачной перегородки, а также от эпифиза. Нормальная эхоэнцефалограмма состоит из трех основных эхо-сигналов: 1) начальное эхо, или начальный комплекс сигналов, отраженных от кожи, мягких тканей головы, костей черепа и твердой мозговой оболочки на стороне иссле­дования; 2) срединное эхо, или М-эхо,—сигнал от срединных структур мозга (прозрачная перегородка, III желудочек, эпифиз); 3) конечное эхо, или конечный комплекс,— комплекс эхо-сигналов от твердой мозговой оболочки, внутренней и на­ружной костных пластинок черепа и мягких тканей головы про­тивоположной исследованию стороны.

Рис. 16 . Схема расположения ультразвуковых электродов и методика исследования.

В норме М-эхо расположено на одинаковомрасстоянии от датчика при исследовании справа и слева. Наличие патологического объемного образования в одном из по полушарий мозга (опухоль, абсцесс, гематома), рубцово-атрофического процесса полушария мозга приводит к нарушению нормальных топографоанатомических соотношений в полости черепа и смещению срединных структур. В этом случае М-эхо на экране осциллографа смещается в сторону здорового полушария.

Эхоэнцефалография позволяет диагностировать гидроцефалию боковых и III желудочков. Наиболее достоверным признаком расширения III желудочка является расщепление М-эха на два эхо-сигнала, расстояние между которыми превышает 6—6,5 мм. Расширение боковых желудочков характеризуется появлением сигналов высокой амплитуды между начальным эхо и М-эхо и М-эхо и конечным эхо, отраженных от их медиальной и латеральной стенок.

Электромиография.

Электромиография (ЭМГ) — метод, по­зволяющий регистрировать токи, генерируемые самими мыш­цами. Данные, полученные с помощью метода ЭМГ, позволяют оценить функциональное состояние периферического нервно-мышечного прибора (клетки переднего рога спинного мозга, аксона, нервно-мышечного синапса, мышечного волокна) и уточнить в нем топику поражения. Потенциалы действия мышц записываются специальными устройствами, электромиографами, посредством игольчатых или поверхностных электродов в со­стояниях покоя или напряжения мышц.

Электромиограмма здорового человека в состоянии покоя характеризуется низкоамплитудными колебаниями, сменяющи­мися высоковольтной активностью при произвольном сокраще­нии мышц. В случае поражения клеток передних рогов спин­ного мозга наступает урежение частоты колебаний, увеличение амплитуды с появлением фибрилляций и фасцикуляций. Поражение передних корешков или периферических нервов приводит к снижению амплитуды колебаний. В атрофированных мышцах и при полной дегенерации периферического мотоней­рона потенциалы действия отсутствуют.

ЭМГ, таким образом, помогает объективно установить или исключить (например, при истерии) поражение периферического мотонейрона. Кроме того, с помощью ЭМГ можно зарегистрировать различные типы потенциалов, свойственные полиомиелиту, миастении, миотонии и некоторым другим заболеваниям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *