Тугоухость 1 2 степени

Потеря слуха на одно ухо

  • Высокое артериальное давление;
  • Болезнь Меньера;
  • Грипп, другие инфекции;
  • Диабет;
  • Перфорация барабанной перепонки;
  • Работы на предприятии с повышенным уровнем шума без защиты.

Пациент жалуется: «не слышу правым ухом»? Возможно, причиной является отит. Если это острое, особенно гнойное воспаление, параллельно повышается температура тела. При правильном лечении слух возвращается через несколько дней. Ухудшение восприятия звука нередко возникает после длительной заложенности уха, связанной с насморком, болями в горле, гайморитом. Глухота появляется на фоне закупорки евстахиевой трубы в результате простуды, поллиноза.

Если слух значительно ухудшился, при этом из уха нет гнойных выделений и ощущения заложенности, зато пациент страдает внезапными приступами головокружения — симптоматика говорит от болезни Меньера. Проблема довольно редкая и связана с увеличением в лабиринте количества жидкости. Заболевание характерно для представителей среднего возраста.

Серная пробка — частая причина проблем со слухом. Оториноларинголог выявит ее при обычном осмотре. Избавляются от плотного скопления серы промыванием или использованием размягчающих капель. Если у пациента ранее была повреждена барабанная перепонка, врач удаляет пробку ЛОР-инструментами.

Нередко диагностируется у больных отосклероз. Заболевание подразумевает нарушение функционирования косточек в среднем ухе. Патологии подвержены молодые люди, беременные.

Слух – одна из важнейших способностей человеческого организма. Способность распознавать звуки является неотъемлемой частью нервно-психического и речевого развития ребенка.

Еще полвека назад нарушение слуха диагностировалось слишком поздно – после двух лет, когда проявления недуга были очевидны. Слабослышащие дети имели серьезную задержку речи и отличались от сверстников по развитию.

К счастью, в настоящее время в большинстве роддомов аудиологический скрининг стал обязательным в перечне обследования новорожденного.

По данным исследований, раннее начало коррекции нарушений слуха (до возраста 6 месяцев) в большинстве случаев дает благоприятный прогноз и обеспечивает нормальное речевое и психоэмоциональное развитие ребенка. Однако ранний скрининг не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний в будущем.

Именно поэтому важно, чтобы родители были достаточно информированы и обращали внимание на нарушение слуха и заболевания уха у детей.

Актуальность проблемы потери слуха у детей

Согласно данным ВОЗ, почти 32 миллиона детей по всему миру имеют проблемы со слухом, приводящие к инвалидности. То есть пять детей из тысячи рождаются глухими или теряют слух после рождения.

60% случаев потери слуха в детском возрасте можно избежать с помощью профилактических мер. Это объясняет большой интерес общественного здравоохранения к проблеме профилактики заболеваний органа слуха у детей.

Причины снижения слуха у детей

В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха. Выделяют:

  • Кондуктивную тугоухость, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего кондуктивная тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции;
  • Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются импланты среднего уха или кохлеарные импланты;
  • Смешанный тип тугоухости сочетает в себе кондуктивный и нейросенсорный тип.

Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:

  1. Аутосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при условии ее наличия у обоих родителей.
  2. Аутосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15% генетической тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие определенный генетический синдром.
  3. Спонтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.

Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:

  • внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
  • гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
  • сахарный диабет у матери;
  • прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов, обладающим ототоксичным влиянием на плод: некоторые антибиотики (группы аминогликозидов, гликопептидов), некоторые обезболивающие и противовоспалительные средства (диклофенак натрия), транквилизаторы и антидепрессанты, препараты для лечения злокачественных новообразований и туберкулеза. Назначение данных медикаментов – это всегда взвешенное и необходимое решение. Они используются лишь в тех случаях, когда польза для матери значительно превышает вероятность возникновения осложнений у плода;
  • преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
  • злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.

Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.

Слуховая труба ребенка более короткая и широкая. Такая особенность обуславливает быстрое распространение воспаления из ротоглотки к среднему уху. Накапливающийся в барабанной полости экссудат нарушает звукопроведение и приводит к временному снижению остроты слуха у ребенка. Это явление часто не требует особых вмешательств, а только лишь лечения основного инфекционного заболевания. Однако частые рецидивирующие и хронические отиты могут стать причиной стойкой тугоухости.

Факторами развития перманентного снижения слуха у детей старше месяца являются:

  • перфорация барабанной перепонки вследствие травмы или инфекции;
  • прогрессирующий отосклероз, например, при болезни Меньера;
  • осложнения некоторых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидпаротит, коклюш, а так же как следствие менингита;
  • прием ототоксичных лекарственных препаратов в возрасте до 2 лет;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • хронический или рецидивирующий средний отит;
  • длительное воздействие шума, приводящее к шумовой потере слуха;
  • воздействие пассивного курения.

Как определить у ребенка нарушение слуха?

Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.

Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?

0-4 месяца:

  1. реагировать на громкие звуки;
  2. вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
  3. реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
  4. успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».

4-9 месяцев:

  1. улыбаться в ответ на обращение родителей;
  2. следить за игрушками, издающими звук;
  3. поворачивать голову к источнику знакомого звука;
  4. переход гуления в лепет;
  5. начинает понимать связь между жестами и речью.

9-15 месяцев:

  1. реагирует на свое имя;
  2. пытается издавать или издает жужжащие звуки;
  3. повторяет простые звуки или слова;
  4. понимает и выполняет основные команды;
  5. использует голос для привлечения внимания.

15-24 месяца:

  1. использует достаточное количество простых слов для общения;
  2. знает и показывает части тела;
  3. знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
  4. с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
  5. выполняет команды;
  6. указывает на предметы, которые называет взрослый.

Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело, и рассказать об этом взрослому.

Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.

  • Возникают трудности в понимании речи других людей;
  • Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
  • Появились проблемы с речью;
  • Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
  • Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
  • Внезапно появились проблемы с учебой;
  • Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
  • Жалуется на боль или шум в ушах;
  • Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
  • Часто переспрашивает;
  • Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.

Методы лечения нарушения слуха у детей

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.

Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.

Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени. Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости. При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.

Слуховые аппараты – один из методов коррекции слуха. В настоящее время существует большое множество слуховых аппаратов для детей. Они почти незаметны, просты в применении даже самими маленькими пациентами, их не так просто удалить из уха, что является полезной функцией при использовании детьми до 3 лет.

Кохлеарные импланты – специальные устройства, используемые в лечении нейросенсорной тугоухости. Хирургическим способом кохлеарный имплант помещается во внутреннее ухо и с помощью электрических импульсов стимулирует слуховой нерв. Современные производители выпускают устройства, подходящие для детей и не доставляющие дискомфорта при носке.

Костные слуховые аппараты – метод выбора для коррекции слуха у детей с врожденными пороками развития органа слуха, такими как микротия или атрезия слухового прохода. Также костные слуховые аппараты подходят для детей с односторонней глухотой.

Вспомогательные слуховые устройства такие, как FM-системы позволяют решить проблему с плохой акустикой и фонового шума. Чаще всего такие устройства для слабослышащих используются в специализированных классах и школах для детей с нарушениями слуха. FM-система представляет собой микрофон, находящийся на груди учителя и передающий звуковой сигнал непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты учеников.

Логопедическая помощь необходима почти каждому ребенку с нарушением слуха. Грамотный специалист позволит решить проблемы с речью, возникшие в результате тугоухости на том или ином этапе развития, адаптирует ребенка к обществу и улучшит качество его жизни.

Обучение детей с нарушением слуха

В современном мире почти каждый населенный пункт имеет специализированный класс или целую школу для детей с проблемами слуха. Если какое-то время ребенок посещал обычный класс, то переход от стандартного обучения к специализированному должен быть мягким и не травматичным для развивающейся психики.


  • Соколова Алла Васильевна

    врач-отоларинголог, отохирург, врач высшей категории

Обновлено 09.08.2019 13:37

Добавлена информация о профилактике кондуктивной тугоухости.

Тугоухость – это потеря слуховой чувствительности, которая может наблюдаться как сразу после рождения, так и быть приобретенной в течение жизни. В зависимости от места поражения слухового анализатора тугоухость бывает:

  • нарушенная проводимость звуковой волны до чувствительных клеток анализатора (кондуктивная тугоухость);
  • нарушенное восприятие звуковой волны чувствительными клетками анализатора и нарушение проводимости нервных импульсов до слухового центра головного мозга (сенсоневральная тугоухость);
  • смешанная тугоухость – сочетание двух видов нарушений.

Механизм развития кондуктивной тугоухости

Патогенез заключается в поражении механизма перевода звуковой волны в нервный импульс, и как следствие, в отсутствии раздражения в слуховом центре головного мозга. Различают острую и хроническую тугоухость. Острое поражение анализатора развивается от нескольких часов до нескольких дней, при хронической форме снижение слуха происходит постепенно и имеет:

  • постоянный характер (уровень слуха остается на одном сниженном уровне на протяжении нескольких лет);
  • прогрессирующий характер, когда постепенно уровень восприятия звуков снижается.

Причины кондуктивной тугоухости

Основные причины развития:

  • Инородное тело, которое попало в слуховой проход.
  • Серная пробка.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования слухового прохода, области среднего уха, сосцевидного отростка:
    • экзостозы;
    • остеома;
    • злокачественные опухоли;
    • гломусная опухоль;
    • невринома мастоидальной части лицевого нерва;
    • холестеатома;
    • полипы;
    • грануляции и т.д.
  • Отосклероз (тимпанальная форма).
  • Врожденные пороки развития ушной раковины и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушной раковины, атрезия и сужение прохода между наружным и средним ухом, локальные пороки развития слуховых косточек и барабанной полости).
  • Дефект барабанной перепонки, развивающийся после травмы или как результат воспалительного процесса.
  • Разрыв цепи слуховых косточек в результате травмы.
  • Скопление патологического секрета в полостях среднего уха (сосцевидном отростке, барабанной полости, слуховой трубе) вследствие воспалительного процесса, травмы.
  • Наличие патологической ткани в полостях среднего уха (холестеатома, холестероловая гранулема, грануляции, полипы, рубцы), как следствие воспалительного процесса, исхода оперативного вмешательства.

Диагностика кондуктивной тугоухости

Пациент с кондуктивной тугоухостью жалуется на снижение слуха, вплоть до его потери, а также на уменьшение разборчивости речи. Такое состояние может развиваться моментально после травмы или на протяжении многих лет в результате медленно протекающего патологического процесса.

Чтобы установить такой диагноз, врач получает данные из ряда источников:

  • Анамнез (как развивалось снижение слуха).
  • Осмотр.
  • Аудиологичекое обследование:
    • аудиограмма – это график, отражающий остроту слуха;
    • импедансометрия – определяет, насколько подвижна барабанная перепонка, слуховые косточки, некоторые другие параметры со стороны среднего уха;
    • ВЗОАЭ (задержанная вызванная отоакустическая эмиссия) – исследует непосредственно состояние и функционирование улитки (непосредственно внутреннего уха);
    • КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) – регистрация слуховых вызванных потенциалов;
    • ASSR (регистрация стандартных слуховых потенциалов) – регистрация мозговой деятельности в ответ на посылаемые звуковые сигналы (позволяет определить слух даже у новорожденных).
  • Исследование разговорной и шепотной речи.
  • Камертональное исследование слуха.
  • МРТ и КТ височных костей.

Классификация кондуктивной тугоухости

По результатам дополнительного обследования врач устанавливает степень снижения слуха. Это важно для определения наиболее подходящего метода лечения и составления прогноза для пациента.

Степени:

I степень – восприятие звуков громкостью выше 25 дБ, шепотная речь воспринимается с расстояния около 2-х метров, обращенная речь 3-4 метра.

II степень – восприятие звуков громкостью выше 40дБ, шепотная речь воспринимается у ушной раковины, разговорная речь на расстоянии до 2-х метров.

III степень – восприятие звуков громкостью выше 55дБ, шепот не различается на близком расстоянии, разговорная речь воспринимается на расстоянии 1 метра.

IV степень – восприятие звуков громкостью выше 70 дБ, пациент не может слышать без специальных устройств.

Лечение кондуктивной тугоухости

Лечение проводится только после качественного обследования пациента (тщательного сбора анамнеза, осмотра, аудиологического обследования, компьютерной томографии височных костей и магнитно-резонансной томографии головного мозга при необходимости). От своевременно поставленного диагноза и адекватного лечения, в большинстве случаев, зависит успешный исход. В идеале у пациента полностью восстанавливается слух.

Терапия должна быть комплексной. Она зависит, прежде всего, от этиологии (причины), которая вызвала заболевание.

При нарушении анатомической целостности цепочки слуховых косточек и разрыве барабанной перепонки эффективным будет только хирургическое лечение. Может понадобиться не только пластика барабанной перепонки, но и имплантация слуховых косточек, проводимая из искусственного материала (иногда для оссикулопластики используется аутохрящ – собственный хрящ пациента). Современная медицина предлагает большой выбор реконструктивных операций по восстановлению слуха:

  • тимпанопластика;
  • мирингопластика;
  • оссикулопластика.

Необходимость проведения операции и ее объем определяет только врач-отоларинголог:

  • Удаление инородного тела, в т.ч. и промывание ушей с целью удаления серных пробок.
  • Консервативная терапия при воспалительном процессе, являющемся причиной кондуктивной тугоухости. Врач назначает антибиотики, противовоспалительные средства, физиопроцедуры.
  • Оперативное удаление патологических тканей, нарушающих проведение звука до внутреннего уха.
  • Шунтирование барабанной полости (тимпаностомия с установкой шунта) с целью эвакуации жидкости из барабанной полости и ячеек среднего уха.

Таким образом, способ лечения напрямую зависит от причины заболевания, поэтому ее так важно достоверно установить.

Как можно предотвратить кондуктивную тугоухость?

Профилактика заключается в:

  • ранней диагностике и лечении заболеваний слуховой системы;
  • правильном уходе за наружным ухом;
  • лечении всех лор-заболеваний;
  • профилактических осмотрах отоларинголога;
  • предотвращении травм головы в общем, и височной зоны в частности.

Важно не запускать болезнь, чтобы полностью восстановить слух!

Слуховой аппарат снижает слух при нейросенсорной тугоухости 1-2 степени!!! (Часть1).

Описание:

Я врач неотложной помощи, 2х годичная клиническая ординатура. Работаю в центре восстановления слуха уже 20 лет, вела группы разного уровня и параллельно специализация по рефлексотерапии (ММА им. Сеченова — кафедра традиционных методов лечения и физиотерапии), далее Российский государственный медицинский университет. Современные методы и направления в психотерапии, Гештальт институт, телесно-ориентированная психотерапия, тонатотерапия, лидерские программы и многое другое. Имея большой опыт практической работы по техникам самовосстановления более 10 лет назад, я начала вести группы по восстановлению слуха.

Сначала было тревожно — как пойдет, как получится. Ведь спроси любого врача — заболевания органов слуха излечимы? И все ответят — нет. Я себе задала вопрос: почему большинство заболеваний излечимы, а заболевания органов слуха нет? И ответила себе — не может быть. Имея большой опыт работы по техникам самовосстановления, я начала работать по восстановлению слуха. Я пошла по этой дороге в неизвестность. Первые два года были беспокойными для меня — как пойдет, какие практики применять, как отреагируют люди, какие результаты будут? И процесс пошел. И пошел очень хорошо. Прошло более 10 лет — из опыта работы могу сказать, 1-2 степень снижения слуха восстанавливается быстро, 3 степень снижения слуха более медленно и самое трудное в этой работе конечно 4 степень снижения слуха, но без результата не уходит никто. Только всегда надо помнить — это техники самовосстановления, как работаешь над собой, как стараешься, такой результат и получаешь.

Давно пора забыть, что большая белая таблетка вылечит вас сразу и от всех болезней, как гласит обильная реклама — такого не бывает. А как хочется эту таблетку! Когда мы были студентами медицинского института нам все преподаватели говорили, что неврит слухового нерва, нейросенсорная тугоухость 1-4 степени, снижение слуха после антибиотиков, профессиональное снижения слуха, возрастное снижение слуха НЕ ЛЕЧАТСЯ. И все студенты — будущие врачи четко усвоили — не лечится. Потому и такое отношение к слабо-слышащим людям — не излечимо и только слуховой аппарат ваше спасение. А не оденешь слуховой аппарат будет еще хуже. Куда деваться человеку приходится одевать слуховой аппарат.

Представляете — люди, которые ко мне приходят в группу говорят — врач сказал, что у меня слуховой нерв помер и он не восстанавливается, как же я буду слышать? Когда я первый раз услышала от людей «слуховой нерв помер» я была просто в шоке! Потом привыкла. И не так говорят — говорят еще хуже, загоняя людей в депрессию, лишая перспектив, движения вперед и радости жизни. Следствие — их не берут на хорошую работу, боятся рожать детей, а вдруг у них тоже будет снижен слух, и жизнь превращается в ограниченное пространство — в серый коридор.

Я никогда не буду слышать хорошо, как все-это глубоко сидит внутри и с этим трудно работать. И когда у людей улучшается слух, они не верят сами себе. Например (дочь — маме) – мама, ты, что на меня кричишь? А мама-доченька я с тобой так разговариваю ухе 25 лет. Вот взять и сказать — я лучше слышу! Нет — мама кричит. Или жена говорит мужу — не повышай на меня голос. Муж отвечает — да я с тобой так всегда говорю. Слабо слышащие не верят сами себе — вот на сколько глубоко сидит – «я никогда не буду слышать лучше».

Пережив такую трагедию, они смирились. Врач сказал — скажи спасибо, что так слышишь, а не хуже. И обязательно нужен слуховой аппарат, а то хуже будет (Эти слова говорят люди, которые занимались у меня в группах). Не будет!!! Будет хуже со слуховым аппаратом, когда его одевают при 1-2 степени снижения слуха. Нет слов, когда человеку с нейросенсорной тугоухостью 1-2 степени одевают ДВА слуховых аппарата. Я в шоке! Это тупость врача или стремление больше заработать? Все знают за каждый проданный слуховой аппарат продавец получает проценты. А как же жизнь человека, что с ней будет? Кого это сейчас волнует? Когда при нейросенсорной тугоухости 1-2 степени через несколько месяцев слух ухудшается, а не улучшается — а говорили, лучше буду слышать. Да будешь слушать лучше первые 2-3 месяца и радоваться будешь. А потом станет хуже. Почему? Ведь говорили, хорошо буду слышать! При нейросенсорной тугоухости 1-2 степени человек не недослышит -это огорчает, но слушает он сам-слух при этом тренируется. Но когда одели слуховой аппарат, тогда аппарат берет все звуки на себя — усиливает их, ах, как хорошо слышно! Но через 2-3 месяца слух начинает снижаться. И если человек снимет слуховой аппарат, то сразу поймет слух стал намного хуже, чем тогда, когда я жил без слухового аппарата.

Почему? Слух перестал тренироваться прислушиваться, за него все делает слуховой аппарат. А то, что не тренируется, теряет свои функции и слух в том числе. Настанет время и в этом слуховом аппарате вы будете слышать плохо и вам оденут более мощный слуховой аппарат, а следовательно более дорогой и так бесконечно. Будешь работать на покупку нового более мощного и более дорогого слухового аппарата. Да, родственники помогут купить более мощный и дорогой слуховой аппарат. Одна женщина с диагнозом нейросенсорная тугоухость 1-2 степени и одним слуховым аппаратом сказала: лучше бы я никогда не одевала слуховой аппарат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *